Найти тему
ODELAX

Цифровая трансформация, изменение географических принципов и расширение — какие еще изменения ожидают сектор логистических услуг

Карантинные меры, санкционные ограничения и экономический спад сильно повлияли на сферу грузоперевозок в начале текущего десятилетия. Эксперты и аналитики из Demis Group провели собственное исследование, направленное на выявление текущего состояния отрасли и перспектив, которые ее ожидают в ближайшем будущем.

Основные тенденции в транспортно-логистической отрасли на 2023 год

Рост объемов грузоперевозок (по сравнению с 2020–2022 годами) Несмотря на значительное снижение объемов перевозок из-за сложной геополитической обстановки, отрасль продемонстрировала заметный рост в 2023 году. Согласно данным MA Research, объем всего рынка транспортно-логистических услуг за девять месяцев составил 5,5 трлн рублей.

-2

Аналитики отмечают, что в 2022 году отрасль пережила спад на уровне 24,9%, однако в 2023 году ожидается рост на 2,4%. Далее прогнозируется более существенный скачок на рынке. Среднегодовые темпы прироста в период с 2022 по 2026 годы прогнозируются на уровне 3%. Согласно прогнозам, к 2026 году общий объем рынка транспортно-логистических услуг может достичь 5606,7 миллиарда рублей.

Одним из ключевых трендов является освоение новых маршрутов. Закрытие привычных маршрутов и переориентация экономики с Запада на Восток вынудили налаживать новые пути доставки товаров. Так, становится актуальным использование Транскаспийского маршрута, а также перевозки через Владивосток, Гродеково, Благовещенск.

Расширение зоны покрытия приводит к изменению структуры грузоперевозок. Ранее многие логистические компании использовали только грузовой транспорт, следовавший по установленному маршруту. Сегодня же цепочка может включать 2–3 вида транспорта, например, часть пути груз может пройти воздушным путем, а часть — на грузовике.

Строительство соответствующей инфраструктуры в настоящее время переживает активный этап развития. Это должно способствовать стабилизации стоимости аренды, которая в последние полтора года резко увеличилась из-за дефицита складских мощностей.

Оптимизация сопутствующих логистических процессов включает в себя обновление парка грузового транспорта. Это связано с запретом на поставки запчастей к европейским машинам. В связи с этим логистические компании все чаще обращают внимание на производителей из стран Азии, уровень качества продукции которых сопоставим с европейскими аналогами.

Также отмечается тенденция к упрощению документооборота и переходу на взаиморасчеты в национальных валютах. Несмотря на трудности, связанные с низкой ликвидностью отдельных валют, введение единой расчетной валюты может стать решением проблемы в будущем при сохранении текущей геополитической ситуации.

Логистические компании также предпочитают отдавать на аутсорсинг складские услуги, что позволяет ускорить и удешевить перевозки.

Рост популярности сборных грузов связан с экономическим спадом. Сложно прогнозировать спрос на товары, и поэтому предприниматели отгружают их небольшими партиями для избежания задержек на складах.

Цифровизация и развитие технологий играют ключевую роль в обеспечении точности расчетов в логистике. Это особенно важно при использовании нескольких видов транспорта в цепочке поставок. Внедрение информационных технологий исключает ошибки в расчетах и повышает шансы своевременной доставки груза.

Digital-маркетинг становится важным элементом в логистике, обеспечивая улучшение процессов, увеличение удовлетворенности клиентов, расширение каналов продаж и принятие более обоснованных решений. Компании, успешно использующие digital-маркетинг, могут получить конкурентное преимущество на насыщенном рынке логистики.

Согласно опросу, наиболее популярными каналами для продвижения услуг транспортных компаний являются официальные сайты (используются всеми респондентами), рекламные кампании в поисковых системах (используются 91% опрошенных), управление репутацией (53%), социальные сети (35%) и e-mail-маркетинг (62%).

Руководитель направления по управлению репутацией в СДЭК Иван Федоров отмечает, что логистические компании становятся более цифровыми, экспериментируют, улучшают взаимодействие с аудиторией, активно используют социальные сети и набирают сотрудников с опытом в PR и маркетинге.

Сборные грузы становятся более популярными в условиях экономического спада, и цифровизация и развитие технологий играют ключевую роль в логистике. Digital-маркетинг также приобретает важность для успешного продвижения транспортных компаний.

-3

На анализе видно, что прямой трафик на сайт преобладает, а органический трафик занимает значительную долю. Также заметен значительный объем трафика из почты. Остаток трафика составляют платный поиск, социальные сети и баннерная реклама.

Однако как обстоят дела на практике? Для лучшего понимания нюансов, которые необходимо учитывать при продвижении логистических услуг в сети, аналитики Demis Group провели анализ нескольких сайтов из топ-10.

Юзабилити сайта играет ключевую роль в транспортно-логистической отрасли из-за сложности процессов поиска, бронирования и отслеживания грузов. Интуитивный дизайн, простая навигация и продуманные формы заказа существенно упрощают взаимодействие пользователей с сайтом, делая его более эффективным и удобным.

Повышение уровня удовлетворенности клиентов и улучшение их клиентского опыта становятся возможными при совмещении анализа данных о репутации компании и осознания важности юзабилити сайта в логистической отрасли. Это позволяет предпринимать меры для улучшения бизнес-процессов и маркетинговых кампаний. Клиенты смогут легко выполнять поиск, бронирование и отслеживание грузов на сайте, что сформирует положительное впечатление о компании и укрепит ее репутацию в отрасли.

Хотя подход к интерфейсу сайта может различаться, существуют общие черты при проектировании интерфейса и пользовательского опыта в данной отрасли:

  • Сосредоточение на функциональности и доступности основных возможностей на первом экране.
  • Адаптивность и универсальность, обеспечивающая доступность сайта с любых устройств.
  • Единая дизайн-система для упрощения адаптации пользователя и восприятия информации.
  • Уникальный стиль, выделяющийся среди конкурентов и обеспечивающий единое визуальное восприятие бренда клиентами. Например, использование минимализма и функциональности или объемных изображений и активного фирменного цвета.
-4

ORM и управление репутацией играют ключевую роль в логистической сфере, поскольку репутация компании влияет на привлечение новых клиентов и удержание существующих. Некоторое время назад в логистической отрасли не было яркой конкуренции между компаниями, и ниши редко пересекались, что оставляло у клиентов небольшой выбор.

Однако сегодня ситуация изменилась. Клиенты оценивают логистические компании через сайты, рейтинги и отзывы других клиентов и сотрудников. Поэтому разработка эффективной стратегии управления репутацией в поисковых системах становится важным фактором для привлечения и удержания клиентов.

Особенно важно, чтобы формирование положительной выдачи по брендовым запросам происходило за счет разнообразного контента. Нельзя просто насыщать выдачу однотипными положительными отзывами, так как это не приносит ничего, кроме негативных результатов.

Иван Федоров, руководитель направления по управлению репутацией СДЭК, подчеркивает, что в последнее время рынок логистики пережил значительные изменения: появились новые ниши, увеличилась конкуренция, появились новые игроки. Сейчас логистическим компаниям требуется активнее работать над отзывами, вести социальные сети и внимательно относиться к обратной связи от клиентов.

СДЭК уже давно активно следит за площадками для отзывов и геосервисами, предоставляя обратную связь клиентам. Активная аналитика социальных медиа позволяет компании:

  • Развивать реагирование на упоминания бренда в интернете;
  • Улучшать процессы в клиентском сервисе;
  • Развивать направление клиентского опыта в компании.

Важно отметить, что работа с репутацией должна быть тесно связана с улучшением бизнес-процессов и клиентского сервиса. В рамках ORM важным элементом является коммуникация от лица бренда с авторами отзывов, что положительно сказывается на репутации бренда и создает близость с клиентами. Решение проблем и их фиксация в обсуждении существенно укрепляют положительное восприятие бренда и повышают доверие к нему.