Найти в Дзене
МХТ имени А.П. Чехова

Новая книга: «А.П. Чехов. Письма мхатовцам. 1898 – 1904»

Сегодня день рождения Антона Павловича Чехова, писателя, благодаря драматургии которого Московский Художественный театр обрел свое лицо, свою неповторимую тему.

Обложка книги
Обложка книги

В этот день мы хотим представить вам новую книгу, недавно увидевшую свет в издательстве «Наука». Это сборник «А.П. Чехов. Письма мхатовцам. 1898 – 1904», в котором опубликовано более пятисот писем, адресованных актерам и режиссерам Московского Художественного театра. Есть там и послания другим лицам – от Алексея Суворина до Веры Комиссаржевской, причем выбраны именно те, в которых Чехов делился новостями или мыслями об МХТ. Также в книге можно увидеть множество уникальных фотографий писателя, мхатовцев в жизни и в чеховских ролях, сцен из первых спектаклей МХТ по пьесам Антона Павловича, афиш этих постановок.

Автор вступительной статьи к сборнику – главный хранитель Музея МХАТ Евгений Конюхов. Републикация осуществлена по Полному академическому собранию сочинений и писем Чехова в 30 томах 2009 года.

Еще до того, как Чехов впервые побывал на спектакле МХТ (а случилось это в 1900 году в Севастополе, куда Художественный театр приехал на гастроли), он заочно полюбил театральное начинание К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. Неслучайно Антон Павлович писал актеру МХТ Александру Вишневскому в 1899 году: «Я благодарю небо, что, плывя по житейскому морю, я наконец попал на такой чудесный остров, как Художественный театр».

В том же году Чехов в своей неповторимой мягко-шутливой манере укорял Немировича-Данченко за то, что театр стал для того обыденностью:

«В твоем письме звучит какая-то едва слышная дребезжащая нотка, как в старом колоколе, – это там, где ты пишешь о театре, о том, как тебя утомили мелочи театральной жизни. Ой, не утомляйся, не охладевай! Художественный театр – это лучшие страницы той кпиги, какая будет когда-либо написана о современном русском театре. Этот театр – твоя гордость, и это единственный театр, который я люблю, хотя ни разу еще в нем не был. Если бы я жил в Москве, то постарался бы войти к вам в администрацию, хотя бы в качестве сторожа, чтобы помочь хоть немножко и, если можно, помешать тебе охладеть к сему милому учреждению».

Отношения Чехова и мхатовцев складывались по-разному – эмоционально, тепло, непросто, иногда конфликтно (Чехову не всегда нравилось, как в театре трактуют его пьесы). Все оттенки этих отношений нашли отражение в переписке. Особое место в книге занимают письма Антона Павловича Ольге Книппер-Чеховой — его жене и ведущей актрисе Художественного театра.

Конечно, Чехов для людей МХТ был человеком родным. Неслучайно на чествовании писателя после премьеры спектакля «Вишневый сад» в январе 1904 года Немирович-Данченко сказал: «Наш театр в такой степени обязан твоему таланту, твоему нежному сердцу, твоей чистой душе, что ты по праву можешь сказать: это мой театр».

Когда через полгода, Чехов умер, горевал весь МХТ. «Весь вечер мы, точно прижавшись, сиротами сидели, боясь разойтись, и говорили, чтоб не молчать и не плакать. Я и жена потеряли близкого родственника…» это слова из черновика письма К.С. Станиславского О.Л. Книппер-Чеховой.

Также будет интересно:

Три плюс три толстяка

Колдовское озеро

Сны Ивана Сергеевича