13,6K подписчиков

Колдовское озеро

300 прочитали

21 июня на Основной сцене МХТ имени А.П. Чехова идет спектакль «Чайка» по пьесе А.П. Чехова в постановке Оскараса Коршуноваса. В ролях: Александра Ребенок, Станислав Любшин, Игорь Верник, Кузьма Котрелев, Софья Евстигнеева, Евгения Добровольская, Александр Семчев, Елизавета Ермакова, Игорь Золотовицкий, Павел Ворожцов.

Исаак Левитан. Портрет  А.П. Чехова. Этюд. 1885-1886. Государственная Третьяковская галерея
Исаак Левитан. Портрет А.П. Чехова. Этюд. 1885-1886. Государственная Третьяковская галерея

А знаете ли вы, как возник замысел этой знаменитой пьесы, ставшей символом обновления русского театра? И что Антон Павлович Чехов включил в нее отголоски истории, которая в свое время всколыхнула художественную богему обеих столиц? Истории, в которой были любовные треугольники, разрывы, попытка самоубийства. И произошло это с хорошо знакомыми Чехову людьми.

Исаак Левитан. Над вечным покоем. 1894 г. Государственная Третьяковская галерея
Исаак Левитан. Над вечным покоем. 1894 г. Государственная Третьяковская галерея

... Озеро называлось Островно. Исаак Левитан увидел его впервые в 1892 году, когда путешествовал по Тверской губернии со своей подругой Софьей Кувшинниковой. Это был давний и прочный союз: уже восемь лет художник, находящийся в зените славы, состоял с Софьей Петровной в романтических отношениях. Влюбленных не смущала ни разница в возрасте (когда они познакомились, Левитану было 26, а Кувшинниковой – 39), ни то, что дама была замужем. Муж Софьи Петровны, полицейский врач, очень любил жену и всячески потворствовал ее увлечениям. А увлечений было немало: Кувшинникова серьезно занималась живописью, вдохновенно музицировала, хорошо разбиралась в драматическом искусстве.

Представьте себе эффектность этой пары. Софья Петровна – элегантная женщина, магнетически притягательная, с острым умом, одновременно властная, смелая (любила охоту, носила мужской костюм) и при этом уточненная. «Некрасивая, с лицом настоящей мулатки, с вьющимися – только не такими жесткими, как у негров, – черными волосами и живыми темными глазами, с великолепной фигурой, она была известна всей Москве», – вспоминала о ней переводчица и драматург Татьяна Щепкина-Куперник. И та же Щепкина-Куперник о Левитане: «Очень интересное матово-бледное лицо, совершенно с веласкесовского портрета, слегка вьющиеся темные волосы, высокий лоб, "бархатные глаза", остроконечная бородка: семитический тип в его наиболее благородном выражении – арабско-испанском… В своих бархатных рабочих куртках с открытым воротом он был очень красив и знал это».

Исаак Левитан. Портрет Софьи Петровны Кувшинниковой. 1888. Музей-квартира И.И.Бродского
Исаак Левитан. Портрет Софьи Петровны Кувшинниковой. 1888. Музей-квартира И.И.Бродского

Левитан был влюбчив и ветрен, но Софья Петровна приворожила его крепко. Не в последнюю очередь своим главным талантом – Кувшинникова была, что называется, «хозяйкой салона». В их с мужем квартире, расположенной, как сказали бы сегодня, в неблагополучном районе Москвы – на Хитровке, собирался цвет художественной интеллигенции. Тут можно было встретить актрису Марию Ермолову и ее коллег по Малому театру Александра Ленского и Александра Сумбатова-Южина, художника-передвижника Алексея Степанова, Антона Чехова и его младшего брата Михаила. Именно Чеховы, по легенде, некогда и привели в дом Кувшинниковых Левитана.

Софья Петровна обожала «интересных людей» – но и этим людям было интересно с нею. Впрочем, не всем: Антон Павлович Чехов иронизировал над Кувшинниковой и в 1891 году вывел ее под видом главной героини в рассказе «Попрыгунья», изобразив всю эту странную троицу: муж, жена и любовник. Рассказ послужил причиной серьезной ссоры Чехова и Левитана – помирились они лишь через несколько лет.

А Исаак Ильич был действительно влюблен в Кувшинникову. Давал ей уроки, ездил вместе с ней и художником Степановым на этюды. В 1892–1893 годах Левитан и Кувшинникова жили в Тверской губернии в имении помещиков Ушаковых Островно. Усадьба стояла на берегу одноименного озера: не очень большого, но удивительно красивого, с островами, покосившейся деревянной церковью и погостом на берегу. Тогда же, путешествуя верхом по окрестностям, Левитан впервые увидел и другое озеро – Удомля. Оно было огромным: семь километров в длину и три в ширину. Потрясенный красотой Удомли, Левитан стал ездить туда на этюды. Оба эти озера легли в основу картины «Над вечным покоем».

Исаак Левитан. Автопортрет. 1880-е. Государственная Третьяковская галерея
Исаак Левитан. Автопортрет. 1880-е. Государственная Третьяковская галерея

«Над вечным покоем» Левитан писал в 1893-94 гг. Работал вдохновенно, Софья Петровна играла ему Бетховена – чаще всего «Лунную сонату» и «Героическую симфонию». Но именно в том году случились события, которые взорвали идиллию их союза.

Летом у Ушаковых появились новые соседи. То есть для этих мест они были вовсе не новички – владели имением Горки (дом с мезонином, цветник, березовая роща, купальня) вот уже лет двадцать. Очень достойная семья: петербургский чиновник Турчанинов, его жена Анна Николаевна и три дочки – 20, 18 и 16 лет. Сосед Зворыкин называл девочек «цыпочками»: «У цыпочки и походка особенная. По одному стуку каблучков слышно, что идет очаровательница». Татьяну Щепкину-Куперник этот остроумец тоже наверняка считал «цыпочкой», ведь и ей было 20, и она была очаровательницей, и гостила тогда в Островно, участвуя во всех романтических событиях и все запоминая. «Мать была лет Софьи Петровны, но очень songni, с подкрашенными губами (С.П. краску презирала), в изящных корректных туалетах, с выдержкой и грацией петербургской кокетки... И вот завязалась борьба», – так писала Щепкина-Куперник про Анну Николаевну Турчанинову.

Татьяна Щепкина-Куперник, писательница, переводчица, мемуаристка
Татьяна Щепкина-Куперник, писательница, переводчица, мемуаристка

Анна Николаевна, может, и не была хозяйкой салона, но тоже знала, как оказаться в центре внимания. Подружившись с соседями, позвала их на свои именины: гости на праздник съехались со всей округи и без устали восхищались устроенным на озере фейерверком и обаянием виновницы торжества.

Левитан увлекался Анной Николаевной все больше. Софья Петровна была в ярости, видимо, чувствовала, что дело серьезное, что тут уже не получится, как это было раньше, закрыть глаза на ветреность своего возлюбленного. Исаак Ильич то и дело отлучался – с собакой на охоту, на этюды, а может, и к соседям… В конце концов Софья Петровна не выдержала и, понимая, что эту схватку она проиграла, уехала в Москву. А Левитан поселился в Горках. Художника там холили и лелеяли: специально для него выстроили двухэтажный дом-мастерскую (шутливо названную «синагогой»), в его распоряжении была библиотека с редкими книгами. Левитан приезжал в Горки и в 1894, и в 1895 году. По количеству картин, созданных им в имении, понятно, что работалось ему у Турчаниновых хорошо.

Исаак Левитан. Золотая осень. 1895 г. Государственная Третьяковская галерея. Картина была написана Левитаном в Горках
Исаак Левитан. Золотая осень. 1895 г. Государственная Третьяковская галерея. Картина была написана Левитаном в Горках

Но это творчество. В личной жизни все обстояло куда драматичнее. Было бы большой ошибкой думать, что, разорвав отношения с Кувшинниковой, Левитан счастливо окунулся в новую любовь. Никакого счастья не было. Во-первых, Левитан вообще был нервным, депрессивным человеком – приступы черной меланхолии преследовали его всю жизнь. Были ли виной тому нищие, полные лишений детство и юность, ранняя потеря матери или душевная болезнь, но попытки покончить с собой Левитан предпринимал не раз. Возможно, он потому и погрузился полностью в изображение природы, что созерцание ее приводило его душу в порядок, способствовало некоторому успокоению, излечивало от тоски. Во-вторых, в Горках в художника влюбилась не только мать семейства, но и старшая дочь Турчаниновых Варвара. Влюбилась не на шутку, предлагала бежать вместе, и Левитан тоже поддался чувству. Снова возник любовный треугольник, на этот раз куда более драматичный. Казалось, что выхода из него нет.

В 1894 году Левитан писал Щепкиной-Куперник: «Рад я был Вашему письму очень, но тем не менее мои личные передряги, которые я переживаю теперь, вышибли меня из колеи и отодвинули все остальное на задний план. Обо всем этом когда-нибудь в Москве поговорим. Живется тревожно...» Год спустя 21 июня Левитан стрелялся. Рана оказалась не опасна, однако месяц с забинтованной головой он проходил. Варвару отослали с глаз долой к родственникам; Анна Николаевна так переживала, что даже написала Чехову, с которым не была знакома: «От вашего приезда зависит жизнь человека. Вы, один Вы можете спасти его и вывести из полного равнодушия к жизни, а временами бешеного решения покончить с собою».

Анна Николаевна Турчанинова. Фотография 1890-х годов.
Анна Николаевна Турчанинова. Фотография 1890-х годов.

Писал Чехову и Левитан:

«Дорогой Антон Павлович! Ради Бога, если только возможно, приезжай ко мне хоть на несколько дней. Мне ужасно тяжело, как никогда. Приехал бы сам к тебе, но совершенно нет сил. Не откажи мне в этом. К твоим услугам будет большая комната в доме, где я один живу, в лесу, на берегу озера. Все удобства: прекрасная рыбная ловля, лодка...»

Чехов откликнулся, приехал, пробыл в Горках несколько дней, но к трагическим эскападам Левитана отнесся с некоторой иронией. В поступке друга он видел театральность: не совсем убиться, а немного, понарошку, чтобы женщин попугать. Чтобы все они еще больше любили и жалели. Да и вообще, считал Чехов, художнику не разбрасываться, а ограничивать себя надо.

Его письмо Суворину, написанное в том же 1895-м, но еще до летних событий, звучит убийственно:

«Был я у Левитана в мастерской. Это лучший русский пейзажист, но, представьте, уже нет молодости. Пишет уже не молодо, а бравурно. Я думаю, что его истаскали бабы. Эти милые создания дают любовь, а берут у мужчины немного: только молодость. Пейзаж невозможно писать без пафоса, без восторга, а восторг невозможен, когда человек обожрался. Если бы я был художником-пейзажистом, то вел бы жизнь почти аскетическую».
Исаак Левитан. Автопортрет. 1890-е годы.
Исаак Левитан. Автопортрет. 1890-е годы.

Отношения Анны Николаевны Турчаниновой и Левитана продолжались до его смерти в 1900 году. Умер он в 39 лет, от аневризмы сердца. От того «озерного» периода его жизни осталось множество работ, прекрасных, что бы там ни говорил Чехов. Не только величественное «Над вечным покоем», но и вошедшие во все хрестоматии «Март», и «Осень. Усадьба», и работы с изображением цветов (цветы Левитан писал только в один период жизни – в Горках), и множество пастелей, этюдов.

А Чехов, вернувшись из Горок, стал активно воплощать в жизнь замысел новой пьесы. Озеро Островно превратилось в то самое «колдовское озеро», на берегу которого стоит имение Сорина, там все влюблены и все несчастны. Метания Тригорина между Аркадиной и Ниной напоминают о треугольнике Левитан – Анна Турчанинова – Варвара Турчанинова. А первая попытка самоубийства Треплева и то, как он ходил в пьесе с перевязанной головой, – о несостоявшемся самоубийстве Левитана и, быть может, его тоске по матери.

И мотив чайки тоже связан с Левитаном. В апреле 1892 года в письме Суворину из Мелихово Чехов рассказывает о сцене на охоте, когда художник, гостивший в имении Антона Павловича, подстрелил вальдшнепа. Друзья подняли раненую птицу, которая смотрела на них как будто с удивлением, но никто не был в силах добить вальдшнепа. Нервный Левитан почти плакал и умолял Чехова взять это на себя. «Пришлось послушаться Левитана и убить его, – описывал эту сцену Антон Павлович. – Одним красивым, влюбленным созданием стало меньше, а два дурака вернулись домой и сели ужинать».