Найти в Дзене
МХТ имени А.П. Чехова

Сны Ивана Сергеевича

27 апреля и 10 мая на Основной сцене МХТ имени А.П. Чехова – «Месяц в деревне» в постановке Егора Перегудова. Драма И.С. Тургенева – одна из наиболее репертуарных русских классических пьес, ставят ее очень часто и не только в России. На фоне пленительных усадебных пейзажей разыгрываются драмы, властно заявляют о себе нереализованные желания. Какое отношение все это имеет к судьбе самого автора? Оказывается, прямое. На вокзале города Мценска 16 мая 1880 года около купейного вагона поезда «Санкт-Петербург – Одесса» с букетом цветов стоял высокий господин с окладистой седой бородой. Из вагона вышла худенькая хрупкая девушка, господин преподнес ей букет, поцеловал руку. Вместе они вошли в купе. Это был писатель Иван Сергеевич Тургенев, в свои 62 года признанный живым классиком в России и Европе, и 26-летняя актриса Александринского театра Мария Савина. Познакомились они год назад: Савина выбрала пьесу «Месяц в деревне» для бенефиса. Тургенев был в восторге от ее исполнения роли Вероч

27 апреля и 10 мая на Основной сцене МХТ имени А.П. Чехова – «Месяц в деревне» в постановке Егора Перегудова.

Драма И.С. Тургенева – одна из наиболее репертуарных русских классических пьес, ставят ее очень часто и не только в России. На фоне пленительных усадебных пейзажей разыгрываются драмы, властно заявляют о себе нереализованные желания.

Какое отношение все это имеет к судьбе самого автора? Оказывается, прямое.

Аркадий Никитин. Портрет Ивана Тургенева. 1857–58 гг. Из собрания Государственного музея истории российской литературы им. Даля
Аркадий Никитин. Портрет Ивана Тургенева. 1857–58 гг. Из собрания Государственного музея истории российской литературы им. Даля

На вокзале города Мценска 16 мая 1880 года около купейного вагона поезда «Санкт-Петербург – Одесса» с букетом цветов стоял высокий господин с окладистой седой бородой. Из вагона вышла худенькая хрупкая девушка, господин преподнес ей букет, поцеловал руку. Вместе они вошли в купе. Это был писатель Иван Сергеевич Тургенев, в свои 62 года признанный живым классиком в России и Европе, и 26-летняя актриса Александринского театра Мария Савина.

Познакомились они год назад: Савина выбрала пьесу «Месяц в деревне» для бенефиса. Тургенев был в восторге от ее исполнения роли Верочки и от нее самой. Теперь он специально приехал на вокзал из своего имения в Спасском-Лутовинове, чтобы встретиться с Савиной, провести с ней хотя бы полтора часа, пока поезд мчит их от Мценска до Орла.

В Орле Тургенев сошел. Вернувшись в имение, сел писать Савиной: «…этот час, проведенный в вагоне, когда я чувствовал себя чуть не двадцатилетним юношей, был последней вспышкой лампады. <…> Влюблен ли я в Вас — не знаю; прежде это у меня бывало иначе. Это непреодолимое стремление к слиянию, к обладанию — и к отданию самого себя, где даже чувственность пропадает в каком-то тонком огне… Я, вероятно, вздор говорю — но я был бы несказанно счастлив, если бы… если бы... А теперь, когда я знаю, что этому не бывать, я не то что несчастлив, я даже особенной меланхолии не чувствую, но мне глубоко жаль, что эта прелестная ночь так и потеряна навсегда».

Актриса Мария Савина, 1870-е годы. Фото Карла Бергамаско
Актриса Мария Савина, 1870-е годы. Фото Карла Бергамаско

Прелестная ночь была потеряна, как упущено и до этого множество не менее чарующих моментов, когда судьбу можно было решительно изменить. Тургенев не связывал себя узами брака. Он всегда был один – боясь семьи, как несвободы. Но дело даже не в его одиноком существовании. Тургенев очень любил пьесу испанского драматурга Педро Кальдерона «Жизнь есть сон». Его собственная жизнь и была немножко сном – полным погружения в творчество, наслаждения искусством, возвышенных отношений, поиска идеальной женщины. Тургенев не бросался в гущу жизни, в отличие от Льва Толстого, участника обороны Севастополя. Он оставался наблюдателем, даже созерцателем. Во время революционных волнений 1848 года в Париже следил за событиями (и преисполнился отвращения к любым восстаниям), а желая развеяться, уезжал под Париж, меланхолически гулял там на природе.

С годами Иван Сергеевич все более остро осознавал эту свою особенность, свою отдельность. И тому же Толстому в 1858 году писал почти с отчаянием: «Не дайте проскользнуть жизни между пальцев – и сохрани Вас бог испытать следующего рода ощущение: жизнь прошла – и в то же самое время Вы чувствуете, что она не начиналась, – и впереди у Вас – неопределенность молодости со всей бесплодной пустотой старости».

Неизвестный художник. Сергей Николаевич Тургенев. 1809-11 гг. Из собрания Государственного музея-заповедника И.С. Тургенева «Спасское-Лутовиново»
Неизвестный художник. Сергей Николаевич Тургенев. 1809-11 гг. Из собрания Государственного музея-заповедника И.С. Тургенева «Спасское-Лутовиново»

Наверное, это было предопределено детством. Брак родителей Тургенева был несчастливым. Отец Сергей Николаевич, красавец, герой Бородинского сражения (за участие в этой битве он получил Георгиевский крест), женился на Варваре Петровне Лутовиновой скорее из расчета. Девушка была очень богата, совсем не юна (29 лет – на шесть лет старше жениха), некрасива и своенравна. Сколь крут ее характер, сполна ощутили все вокруг: и муж, и трое сыновей, и дворня. Достаточно упомянуть, что в рассказе «Муму» под видом барыни Тургенев вывел именно мать. Сергей Николаевич с обожающей его супругой держался холодно, а когда дети подросли, и вовсе сбежал, сыновьям же деваться было некуда. Иван у Варвары Петровны был младшим и любимым, но это не спасало его от порки. Мальчик не понимал, за что его наказывают. Тогда его снова пороли – уже за непонятливость.

Один из братьев Тургеневых, Сергей, умер в 16 лет, а двух оставшихся мать мучила вплоть до своей смерти. Иван и Николай были уже очень взрослыми мужчинами, но по-прежнему зависели от материнской милости. Варвара Петровна хотела, чтобы они жили по ее правилам, за неповиновение лишала средств. Когда же наконец решила отписать им по имению, то долго тянула с оформлением дарственной. А едва оформив, дала тайный указ вывезти из имений весь запас зерна, чтобы сыновьям нечего было сеять на будущий год. Зачем? Да просто чтобы жизнь медом не казалась.

Неудивительно, что Тургенев в детстве идеализировал мягкого и изящного отца. Подлинным призванием Сергея Николаевича были дела амурные, и, даже когда отец и выросший сын влюбились в одну и ту же девушку, княжну Шаховскую, и она предпочла отца, этот драматический поворот не слишком снизил градус восхищения Ивана. Эту историю Тургенев много лет спустя описал в повести «Первая любовь». Сам он в жизни избегал определенности – чтобы женщина рядом не имела возможности мучить его своей деспотической любовью, как это вышло с отцом.

Неизвестный художник. Портрет Варвары Петровны Лутовиновой. 1810-е. Из собрания Дома-музея И.С. Тургенева в Москве
Неизвестный художник. Портрет Варвары Петровны Лутовиновой. 1810-е. Из собрания Дома-музея И.С. Тургенева в Москве

Была и другая важная для Тургенева тема: желание стать лучше, стремление к самовоспитанию. Иван Сергеевич себя молодого не любил. За излишнее светское щегольство. За то, что в юности больше всего хотел прослыть оригиналом и в салонах произносил странные речи. Это, кстати, нашло отражение в трилогии Тома Стоппарда «Берег утопии»: там молодой Тургенев, влюбленный в сестру Бакунина Татьяну, заявляет ей, что по сравнению со смертью их товарища Станкевича от чахотки гибель Пушкина – комедия. Чем вводит ее в состояние тягостного недоумения.

Неприятно было вспоминать о проявленной в момент опасности слабости: когда в 1838 году загорелся корабль, на котором 19-летний Тургенев плыл на учебу в Германию, юноша поддался панике, кричал, что не хочет умирать. Его поведение заметили, и мать в свойственном ей жестком духе отчитала сына в письме: «Слухи всюду доходят! — и мне уже многие говорили, к большому моему неудовольствию. Какая-то Толстая… Какая-то Голицына… И еще, и еще. Там дамы были, матери семейств <…>. Это оставило на тебе пятно, ежели не бесчестное, то ридикюльное» (то есть смешное. – Прим.).

Наконец, за ним водились грехи, вполне свойственные молодым людям его круга. В двадцать с небольшим у Тургенева случился роман с крепостной его матери, белошвейкой. Родилась девочка, которую назвали Пелагеей. Тургенев хотел жениться, но мать не позволила. Девочка до восьми лет росла в Спасском среди дворни, где с ней обращались довольно жестоко, пока Тургенев не увидел ее и не забрал в семью Виардо. История банальная, но Иван Сергеевич, человек добрый и щепетильный, чувствовал свою ответственность и вину.

«Молодость Тургенева была далеко не бурная, но распущенная, и постепенное собирание ее, приведение в порядок и в подчиненные отношения к какому-либо правилу жизни составляют поучительную историю» – это слова близкого друга Ивана Сергеевича, литератора Павла Анненкова.

Неизвестный художник. Полина Виардо в роли Амины в опере Беллини «Сомнамбула». Середина XIX века. Из собрания Государственного музея истории российской литературы им. Даля
Неизвестный художник. Полина Виардо в роли Амины в опере Беллини «Сомнамбула». Середина XIX века. Из собрания Государственного музея истории российской литературы им. Даля

Об отношениях Тургенева и Полины Виардо до сих пор спорят – что же это такое было? Взаимное чувство или неразделенная любовь, платонические отношения или плотские? Как бы то ни было, ясно одно: треугольник, состоящий из четы Виардо и Ивана Тургенева, оказался на редкость прочным. Просуществовал он целых 38 лет.

Вероятно, не сразу этот странный тройственный союз приобрел благообразный вид. Когда в 1843 году Тургенев познакомился с Полиной Виардо, ему было 25 лет, а ей 22 года. Она была невероятно притягательна, эта блистательная испанка из знаменитой музыкальной семьи, эта восходящая звезда мировой оперной сцены. Немецкий поэт Генрих Гейне назвал улыбку Полины «жестокой и сладостной» и находил ее опасной женщиной. Такая была способна поработить сердце писателя. Но сама Виардо, видимо, была равнодушна к русскому поклоннику, чья литературная слава крепла на ее глазах. «В изяществе, уме, красоте молодого Тургенева было много привлекательного. Конечно, ей это нравилось, – излагал свою версию этих отношений один из биографов Тургенева, русский писатель-эмигрант Борис Зайцев. – Еще нравилось – его любовь к ней. Но она не болела им. Он не имел над ней власти. Она не мучилась по нем, не страдала, не пролила той крови сердца, которую требует любовь».

Все это звучит убедительно – будь по-другому, треугольник неминуемо разлетелся бы вдребезги. А он не разлетелся, напротив, становился все более устойчивым, так что Тургенев при семье Виардо с годами превратился в доброго дядюшку, который нянчился с детьми и исчезал, когда видел, что лишний. Он назвал это провести жизнь «на краешке чужого гнезда».

С мужем, Луи Виардо, Иван Сергеевич ладил отлично, хотя гостивший в Куртавнеле, усадьбе четы под Парижем, Афанасий Фет однажды заметил не без иронии: «Во взаимных отношениях совершенно седого Виардо и сильно поседевшего Тургенева, несмотря на их дружбу, ясно выражалась приветливость полноправного хозяина, с одной стороны, и благовоспитанная угодливость гостя – с другой».

Именно Куртавнель, благостно-сонный, с голубой дымкой полей, нашел отражение в пьесе «Месяц в деревне», задуманной и написанной в годы, когда любовь к огненной Полине была в самом расцвете. В усадьбе, где стремительно развивается чувство главной героини, замужней дамы Натальи Петровны к молодому учителю ее сына, можно узнать не только Спасское-Лутовиново, но и французское имение, которое Тургенев очень любил. Ведь он провел там годы, которые окрестил «самым счастливым временем жизни».

Несомненно, что и в образе Ракитина, верного возлюбленного главной героини, Иван Сергеевич видел себя самого и мог бы сказать о любви к Виардо словами своего героя: «Без нее я жить не могу, в ее присутствии я более чем счастлив; этого чувства нельзя назвать счастьем, я весь принадлежу ей, расстаться с нею мне было бы, без всякого преувеличения, точно то же, что расстаться с жизнию».

Удивительно, что эту исповедальную пьесу Тургенев назвал «комедией» – за несколько десятилетий до появления пьес Чехова, столь часто приводивших читателей в недоумение резким контрастом содержания и обозначенного автором жанра. Таких «человеческих комедий» российская драматургия прежде не знала.

Но драматургическую новизну пьесы современники не заметили. Ее понял ХХ век. Должна была наступить другая эпоха, время, разрушающее условности и табу, позволяющее больше не стыдиться своих желаний, отстаивающее свободу выбора и реализацию себя. В этом новом времени «Месяцу в деревне» была уготована долгая жизнь.

«Месяц в деревне» на сцене МХТ имена А. П. Чехова:

Режиссёр Егор Перегудов, художник Владимир Арефьев.
В ролях: Наталья Рогожкина, Александр Усов, Надежда Калеганова, Эдуард Чекмазов, Кузьма Котрелёв, Александр Семчев, Анастасия Скорик, Павел Ворожцов, Мариэтта Волкова.

Купить билет

#мхт #тургенев #месяц в деревне #культура #театр