25 января прошла премьера новой экранизации романа Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита".
Последний раз роман экранизировали почти 20 лет назад и сегодня у нас есть возможность увидеть новое прочтение. Фильм Михаила Локшина является, скорее, вариациями на тему бессмертного произведения. И для меня это огромный плюс - трехчасовой фильм, сюжет которого уже знаком до дыр, вызывает чувство новизны.
Действие разворачивается в некой альтернативной реальности. Да, это советское время, однако совсем не то, которое знакомо читателю. Такой прием утопической визуализации уже был, на мой взгляд, успешно опробован российским кинематографом в сериале «Фандорин». В новом фильме зритель увидит Москву со стометровой статуей Ленина, Патриаршие пруды имени Карла Маркса, а также американские небоскребы и арки.
Однако намеки на, как сказал мастер, «прости Господи», советское время, являются гиперболированными. Возможно, чтобы современный зритель испытал к «цветущему времени» такое же отвращение, что и главный герой.
Одно из главных достоинств новой экранизации - это каст. Цыганов раскрыл новые грани мастера. Во время чтения романа, мне всегда было тяжело понять, как ради «никакого» мастера Маргарита Николаевна бросила все. В случае с Цыгановым такого вопроса не возникло. Многие обвиняют актера в том, что «он всегда играет самого себя». Возможно. Но в этой роли он раскрыл новые грани.
Семейный дуэт Цыганов и Снигирь не подвел - актриса справилась с ролью Маргариты гораздо лучше, чем Ковальчук в сериале. Типаж Снигирь для меня является идеальным попаданием, Ковальчук же немного простовата для королевы Марго :)
Маргарита в исполнении Снигирь наиболее близка к авторскому видению - это измученная женщина, которая отчаянно хочет найти спасение в покое. И неслучайно она встречается с мастером именно на первомайской демонстрации - они единственные, кто не готов идти строем.
Многие актеры уже работали вместе. Например, терцет Цыганов-Яценко-Сексте вы уже могли наблюдать в сериале «Оттепель». Интересно, что и в «Оттепели», и в «Мастере и Маргарите» Цыганов презирает советские лейтмотивы с цензурой и лицемерием, а Яценко готов воплощать образы «рабочего и колхозницы» снова и снова.
Отмечу, что главное отличие от предыдущих экранизаций в том, что картина 2024 года наиболее драматична. Именно душевной боли героев мне не хватило в предыдущих версиях. Здесь нет приевшихся шуток, акцент сделан на другом, и даже фраза Маргариты о том, как «одна тетя много плакала, а потом стала злая» звучит иначе.
Та сюжетная линия, которая сперва покажется зрителю реальной, является плодом воображения мастера. В какой-то момент мне и вовсе показалось, что я смотрю на выдуманный мир не глазами главного героя, а наблюдаю за повествованием Булгакова о том, как создавался роман (отсылки к автору будут появляться на протяжении всего фильма: пьесы Булгакова так же снимали с репертуара, роман с Маргаритой - аллюзия на брак с Еленой, а о морфии, который доктор Стравинский вкалывает мастеру, говорить не приходится).
Более того, мы видим мастера со стороны - всю историю он рассказывает Бездомному в психиатрической больнице, но при этом, он одновременно наблюдает за разговором с балкона. И мне тут же вспомнился эпизод из «Великого Гэтсби», когда Ник Карруэй говорил:
«Я был и внутри, и снаружи…»
Удивительно, но параллели с фильмом База Лурнама «Великий Гэтсби» у меня возникали неоднократно: атмосфера «золотого века джаза» придавала фильму особый шарм. Если верить Кинопоиску, то бюджет картины составил 1 200 000 000 рублей. Как по мне, так каждая копейка была визуально оправдана. Костюмы, декорации и даже спецэффекты не то, что не резали - радовали глаз. Такое эстетическое удовольствие мне в последний раз доставлял лишь «Северный ветер» Р. Литвиновой.
Отдельно отмечу музыкальное сопровождение. Все привыкли к саундтрекам Корнелюка, но для меня его музыка является самостоятельной - она не нуждается в визуальном ряде. А в новом фильме музыка как раз являлась дополнением к картинке, особенно порадовала шумовая партитура - трамвайный звонок был в тональности композиции :)
Признаюсь честно, скептичнее всего относилась к выбору актера на роль князя тьмы, мне казалось, что органичнее Басилашвили эту роль сыграть будет сложно. Но Аугуст Диль справился на отлично, именно таким и должен быть Воланд - «иностранцем» среднего возраста с неизменным атрибутом - тростью в руках. Отдельно отмечу набалдашник в виде головы Анубиса, древнеегипетского бога погребальных ритуалов. Новый Воланд «по-европейски» утончен (такой образ эстета напомнил мне Мадса Миккельсена в роли Ганнибала Лектера).
Немецкий акцент добавлял шарм, однако мне показалось, что героя переозвучил русский актер дубляжа, от чего акцент на слух иногда воспринимался как искусственный.
Кстати, в новом фильме Воланд не просто знакомится с мастером, но и помогает ему закончить роман! Воланд берется читать рукопись и в этот момент то ли красное вино проливается на на страницу, то ли мастер подписывает договор кровью… В любом случае - невероятно эффектный кадр.
Общаются герои на немецком, что является, конечно же, отсылкой к «Фаусту» Гете. Также эта деталь подчеркивает, что только с мастером Воланд говорит на равных.
Свита Воланда производит неоднозначное впечатление - больше других понравилась Гелла. Сперва удивил выбор актрисы, но уже спустя 15 минут понимаешь, что смотрится она в амплуа верной спутницы Воланда органично. Порадовало, что наконец убрали этот пошлый кружевный передник, который был неизменным атрибутом Геллы в сериале 2005 года. Инфернальная внешность актрисы нивелировала ту вульгарность, которую раннее выделяли в образе героини.
Фагот в исполнении Юрия Колокольникова был приближен к образу Джокера - такая задумка добавляет актуальности, однако иногда вместо Джокера получался Петрушка.
Азазелло, по всей видимости, задумывался суровым ангелом смерти, сошедшим со страниц Ветхого Завета, но эффекта устрашения не произошло.
Знаю, что любимый персонаж многих - кот Бегемот. В фильме его роль исполнил мейн-кун, но этого пушистого героя вы увидите минутах в 20 от общего хронометража. Для меня такой ход обоснован - крылатые цитаты бегемота о чистом спирте и примусе знают все, кто хоть раз читал роман.
Фильм не является попыткой в точности воспроизвести фабулу, именно поэтому, он не подойдет для первого знакомства, но если вы читали роман Булгакова хотя бы дважды, у вас отпадет надобность в напоминании о том, что именно стоит предложить даме выпить.
Самой долгожданной для меня была сцена бала у Сатаны. Ожидания оправдались. Это была не просто вакханалия, как в сериале 2005, а, скорее, аллюзия на бал Кубрика в фильме «С широко закрытыми глазами». Больше всего меня впечатлил момент, когда гости с черной помадой на губах целовали колено королевы, из-за чего ее нога постепенно покрывалась «гематомами». Выглядело очень нетривиально и эффектно подчеркивало, как героиню «побила» жизнь.
Это кино однозначно стоит посмотреть на большом экране: советский киберпанк, жуткий нерв Маргариты, запах французских духов на сеансе черной магии и рукописей, которые не горят…
А как вам новая экранизация романа? Делитесь впечатлениями в комментариях 👇🏻
Спасибо, что дочитали до конца!
Ставьте лайк и не забудьте подписаться ✅
Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)