В процессе коррекции ребенок с Расстройством Аутического Спектра способен довольно неплохо коммуницировать со взрослыми. Выполнять четкие и простые инструкции, просьбы, выполнять базовый определенный набор действий.
Другое дело взаимодействие со сверстниками.
К сожалению без коррекции поведения и дополнительного обучения это может вызывать сложности. Это основное слабое место детей с РАС - неспособность к коммуникации со сверстниками.
Почему коммуникация со сверстниками сложнее чем со взрослыми?
Все просто и ответ лежит на поверхности.
Сверстники (дети) не могут подстроиться под ребенка с РАС. Они слишком импульсивны, спонтанны, зачастую от них не стоит ждать подсказок. Детям с РАС не хватает мотивации во взаимодействии со сверстниками и скорости реакции на ту или иную ситуацию .
Чем могут помочь родители в данной ситуации?
Для коммуникации ребенка с РАС с детьми БЕЗ задержек лучше всего выбрать детей постарше.
Они лучше идут на контакт со взрослыми, их можно подготовить к общению с ребенком с РАС. Они действительно могут помочь ребенку в комфортном общении.
В свою очередь ребенок с РАС должен владеть базовыми навыками коммуникации:
- приветствие
- прощание
- отклик на имя
- участие в игре
- да/нет (согласие/не согласие)
- тактильный контакт
Этапы коммуникации ребенка с РАС со сверстниками ( на примере игр)
1. Нахождение со сверстниками (не бояться и не отстраняться)
2. Параллельная игра со сверстниками с таким же набором игрушек и предметов как у них.
3. Совместные игры с общими игрушками/предметами. Например:
- общий мяч
- общие пластилин
- одни общие качели
4. Соблюдение очередности в игре
5. Общие цели. Например:
- слепить снеговика
- нарядить елку
- раскрасить раскраску
- построить башню (игра Дженга)
6. Игры с мотивацией выигрыша (там где есть приз)
Обеспечьте для ребенка с РАС мягкую и комфортную среду, где есть постоянство (немаловажный фактор для детей с РАС) мотивация и структура.
_____________________________________