Аннушка разлила кровушку на трамвайных рельсах. С этого всё и началось. Амбициозный супергеройский проект, подкрепленный выпуском книги, звуковой дорожкой от «АИГЕЛ» и комиксом студии Bubble. Настраивающее на романтический лад альтернативное довоенное прошлое, бодрые проявления сверхспособностей и широкий размах в географии проекта. Вроде бы, для крепкой франшизы всё есть.
Альтернативный Ленинград 1940 года. Работница фабрики Аня Смолина (Ирина Мартыненко, вернулась на экран через пять лет после слабенького триллера «Проигранное место», но с голосом Юлии Хлыниной) идет по улице, беседуя с ухажером. И вдруг проявляет суперсилу, предотвращая столкновение грузовика с трамваем. Её брат Петр говорит, что нужно бежать из города, но нквдшники их опережают.
Аня попадает на допрос к следователю Ивану Лихолетову (Илья Маланин, «Зеленый мэр»), который знает про людей со сверхспособностями и предлагает помощь, предупреждая, что иначе Аней займутся ловцы «врагов народа», вроде его тестя Леонида Петрова (Николай Фоменко). Который на самом деле тоже знает про «иных» и озабочен идеей создания супербойцов.
С ходу кажется, что антагонистом будет ученый из «Аненербе» Максимилиан Нойманн (Вольфганг Черни с голосом ) с силами почти как у марвеловского Пурпурного человека. Да еще у него есть подруга Катарина Крюгер (Линда Лапиньш, «Коса», «Игра на выживание»), собирающая уникальных детей.
Вскоре мы понимаем, что и герой Фоменко не великий гуманист, жесткий гэбэшник, направляющий на поиски «иных» специальный Отряд-М (зачем нужна перекличка с марвеловским M-Squad, остается только гадать).
Первая серия щедра на локации, и это радует: перестрелки в Мадриде в 30-е и военные будни в Мюнхене и приют для супер-деток во Фрайбурге 1940-го. Во второй серии есть зимняя Автономная Карельская ССР 1924 года.
Справочники говорят, что кино снимали в 27 точках по миру, серьезный подход. Да и в остальном франшизу делали крепкой, поддержав книгой, аудиокнигой, комиксом от студии Bubble, музыкой от «АИГЕЛ» и даже аудиодескрипцией на Кинопоиске.
Ретро приятно расслабляет, при этом альтернативные компоненты истории бодрят, и баланс тут настроен как надо. Также интересно, что при владении авторов универсальным комикс-киноязыком тут есть отголоски российской классики – «Мастера и Маргариты», хотя не факт, что аллюзии были заложены.
Компьютерная графика случается редко, в основном при проявлении умений Ани, производящих энергетический вихрь. В первом же трюке с трамваем графика до кинопрокатного уровня не дотягивает, но для сериала это достойно. Да и кому сегодня интересны рассуждения об уровне графики? Сериалы не ради этого смотрят.
Поначалу кажется, что образы выстроены как в зрелом кинокомиксе. Как минимум, есть интрига. Например, Нойманн принадлежит к одиозной полит-силе и при первом же появлении устраивает бесцеремонную расправу, но при этом обладает качествами, способными увести от статуса суперзлодея к антизлодею или антигерою.
И по сравнению с гэбэшником Петровым он по первым сериям выглядит благороднее, если и творит жесткие вещи, то хотя бы без подлостей. Интересный персонаж, то у него то ухватки и мрачная харизма Воланда, то кажется, что он в оппозиции к Третьему Рейху и готов на поступок в духе Оскара Шиндлера.
Нойманн сформирован в части сверхспособностей и больше привлекает личностными качествами. У Ани и следователя, видимо, идет супергоройское становление. Героиня не знает толком, как контролировать силу, а Лихолетов (спорный выбор фамилии, напоминающий «Ненастье») обладает потенциалом в части сверхспособностей, и это тоже как-то связано с Нойманном.
К третьей части сериал начинает вызывать тревогу, так как главная героиня Аня продолжает оставаться самым слабым игроком, несмотря на сверхсилу. Ее личность за половину сериала так себя и не проявила, и она все больше похожа на уловную принцессу, которую надо спасти от чар темного волшебника, с некоторой смесью качеств Маргариты и Одиннадцать из сериала «Очень странные дела» (один из сотрудников Отряда «М» похож на Дэвида Харбора).
И, кстати, не в обиду героине, проявление ее суперсилы в замедленном движении со временем утомляет, выглядит так, словно авторы слишком уж растягивают удовольствие от купленной графики.
Развитие других героев продолжается, и это обнадеживает. Не сказать, что мотивы супер-оригинальные, но для комикса нормально: Катарина Крюгер влюблена в антагониста, следователя гложет честь офицера, потерявшего боевых товарищей и ответственного за их репутацию, Нойманн нехотя, но озвучивает планы в отношении главной героини и детей из приюта.
Правда, с детками ситуация не так интересна: показывают их долго, но супер-сил не видно. В чем их ценность в качестве будущих элитных шпионов?
В том, что касается советской фактуры, пусть и альтернативной, авторы выбрали опасную дорожку. Одно дело разводить постмодерн-стёб над большевиками в «Караморе» и несколько иное – показывать политический расклад сороковых с западным подходом, при котором жестокость советского режима не только не скрывается, но и активно двигает сюжет.
Сталинские репрессии, безусловно, злодеяние и заслуживают строгого осуждения. Но элементы сравнительного позиционирования, когда Нойманн выглядит элегантно и даже местами благородно на фоне советского гэбэшника, могут вызвать недовольство у некоторой части публики. К тому же на экране не 37-38 годы, очень странные дела тут уже предвоенные, а с этим шутки плохи.
И все-таки, если не читать книгу, а только смотреть сериал, пока трудно сказать, какие в итоге акценты расставят авторы (режиссер Владимир Ракша раньше создавал нечто близкое к арт-хаусу, а сценарист Елена Войтович в 2023 году стала соавтором удивительно сырого и странного сценария «Триггер. Фильм»).
При этом важно, что тут все-таки комикс-франшиза, а комиксы чаще всего относятся с уважением к стране-изготовителю, хотя бы относительно других стран, где гораздо хуже или просто никак в плане значимости для человечества (по крайней мере, так принято в США, где создана большая часть топ-комиксов).
К работе над франшизой подключилась Bubble, а она, хоть порой проявляет нежные чувства к DC и допускает некоторые американизмы, все-таки является по большей части патриотичной и не склонна рубить сук, на котором сидит (мифологии трудно выжить без любви к родной земле). Значит, некий баланс будет найден. Посмотрим, как это сделают. Или хотя бы попытаются.
Cпасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!