Сериал Данилы Козловского снят на высшем международном уровне и местами эффектнее лучших российских «готичных» проектов «Гоголь», «Пищеблок», «Вампиры средней полосы» и «Топи». Кроме этого есть несколько моментов, делающих «Карамору» ценным проектом.
Альтернативная история, «городская готика», элементы хорора. Действие – между первой российской революцией и Первой мировой войной.
Анархист Карамора (Данила Козловский) при налете на телеграф знакомится с Алиной (классный дебют Дарьи Балабановой). Дело к свадьбе, но однажды на группу Караморы нападает вампир Руневский (Филипп Янковский). После схватки судьба разводит Карамору и Алину, оба считают, что любимый человек не выжил.
Карамора устраивает борьбу не с буржуями и знатью как таковыми, а с вурдалаками. Разница небольшая. Вампиры оказываются крупными капиталистами, чиновниками и даже царствующими особами. Поэтому и многие методы борьбы Караморы – анархистская классика, порой настолько жесткая, что протагониста правильно считать антигероем.
Дорогая картинка
Фильм хорош во всем. Высокий класс диалогов, отличные актеры. На средних и крупных планах годная работа с освещением, реквизитом (ретро-вещиц и винтажа – гора), старинными интерьерами, которая в итоге с любовью отражена в операторской картинке. Дорого-богато.
Немало общих и дальних планов: города (Петербург, Амстердам, Тифлис, Москва и т.д.), дворцы, усадьбы, крепости, поездки по лесу, массовые сцены в бане, при разрушении редакции британской газеты и т.д.
Здесь же хвалим гримеров. Им скучать не пришлось: вампиры постоянно кого-то рвут как грелку и сами получают эффектные повреждения. Весь расколбас на лицах, телах и просто разбросанный по брусчатке наверняка пришлось вылепливать часами, результат сочный. Плюс – аккуратная графика, например, в кадрах с регенерацией, которой вампирам из-за обилия хоррора и боевика приходится спасаться очень часто.
Игры с историей
Альтернативная история – cо вкусом. Маяковский по совету Караморы бреется налысо и вступает в бригаду борцов с вурдалаками, император Александр II оказывается почти бессмертным. Лев Толстой в курсе, как русская деревня помогает довести вампиризмом до ремиссии. У Григория Распутина свой научный подход к эволюции вурдалаков. Нобель, родственник изобретателя динамита, гасит нечисть химией.
В Тифлисе крутит-мутит Коба, ему Корамора дарит знаменитую трубку. В европейской перестрелке Карамора отпускает без расправы пацана, говоря, надеясь, что тот ничего не натворит. Позже паренек Гаврило Принцип подрастет и устроит стрельбу по Францу Фердинанду.
Петр Столыпин готовит реформу жизни вампиров, анархист Дмитрий Богров, реально лишивший жизни Столыпина, помогает Караморе в рейдах против нечисти. После пяти серий для меня главная интрига со Столыпиным: падет он от рук Богрова, или сценарист Александр Фомин поступит в манере Тарантино и дарует ему жизнь? Если исторические факты не отменяются, то когда все случится – в новом сезоне или сразу?
Ну, и так далее. Биографии альтернативно исторических персонажей пересекаются так же причудливо, как линии героев произведений Гоголя в известном сериале, есть и родственность фильмам «Бендер. Начало», где немало известных персон времен Гражданской войны.
Книжный мир
Постмодерн в фильме касается и литературы. Петр Каразин (Карамора) и начальник полиции Симонов взяты из рассказа «Карамора» Максима Горького. В фильме даже есть реплики из книжки.
У героя рассказа нет четких убеждений, он провокатор и подыгрывает то революционерам, то жандармам. Эти черты есть и у героя в кино, он легко пускает в расход стоящих на пути представителей разных полит-лагерей. Но в кино он все-таки более романтик, верный друзьям и любимой, а его борьба против совсем отмороженной группы «Бледные всадники» и попытки разобраться с вампирами — нормальна для «городской готики».
Маяковский устраивает почти рэп-батл с Игорем Северяниным, чем они занимались до 2018 года. От него звучат посвященные Северянину обидные строки из «Облако в штанах». Северянин выдает также реально адресованные Маяковскому строки: «Ещё не значит быть сатириком — давать озлобленный совет прославленным поэтам-лирикам...»
Дракула – исторический герой, первый пострадавший от фэйк-ньюс. Во второй и третьей частях – история про душегуба в стиле журналистских хроник про Джека Потрошителя. Творящий кошмар на празднике знати анархист в маске кричит: «Привет Дому Ашеров!» (хотя маска – это про другой рассказ Эдгара По).
Александр Руневский с усмешкой читает «Дракулу», словно видит места, срисованные Брэмом Стокером с его стиля жизни. Хотя на самом деле он, вероятно, тот самый Александр Руневский из «Упыря» Алексея Толстого.
«Карамора» – один из лучших в России постмодерн-экспериментов в сериале, лучшая сериальная псевдоистория, лучшая «городская готика», сериал с самыми мощным хоррор-экшном. И так далее.
Не стоит прекращать после одного сезона. Еще и до начала Первой мировой много времени. И дальше российская история ужасов богата на фактуру, тянуть франшизу можно и до 1917 года, и до 1924-го.
Спасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!