Найти тему
Кинокружок Курилова

Сериал «Карамора» — крутая «городская готика» с хоррором и постмодерн-игрой с историей

Оглавление

Сериал Данилы Козловского снят на высшем международном уровне и местами эффектнее лучших российских «готичных» проектов «Гоголь», «Пищеблок», «Вампиры средней полосы» и «Топи». Кроме этого есть несколько моментов, делающих «Карамору» ценным проектом.

Карамора пришел из одноименного рассказа Максима Горького. Кадр из т/с «Карамора».
Карамора пришел из одноименного рассказа Максима Горького. Кадр из т/с «Карамора».

Альтернативная история, «городская готика», элементы хорора. Действие – между первой российской революцией и Первой мировой войной.

Анархист Карамора (Данила Козловский) при налете на телеграф знакомится с Алиной (классный дебют Дарьи Балабановой). Дело к свадьбе, но однажды на группу Караморы нападает вампир Руневский (Филипп Янковский). После схватки судьба разводит Карамору и Алину, оба считают, что любимый человек не выжил.

Карамора устраивает борьбу не с буржуями и знатью как таковыми, а с вурдалаками. Разница небольшая. Вампиры оказываются крупными капиталистами, чиновниками и даже царствующими особами. Поэтому и многие методы борьбы Караморы – анархистская классика, порой настолько жесткая, что протагониста правильно считать антигероем.

В усадьбе с семьей Столыпина. Кадр из сериала «Карамора».
В усадьбе с семьей Столыпина. Кадр из сериала «Карамора».

Дорогая картинка

Фильм хорош во всем. Высокий класс диалогов, отличные актеры. На средних и крупных планах годная работа с освещением, реквизитом (ретро-вещиц и винтажа – гора), старинными интерьерами, которая в итоге с любовью отражена в операторской картинке. Дорого-богато.

Немало общих и дальних планов: города (Петербург, Амстердам, Тифлис, Москва и т.д.), дворцы, усадьбы, крепости, поездки по лесу, массовые сцены в бане, при разрушении редакции британской газеты и т.д.

Здесь же хвалим гримеров. Им скучать не пришлось: вампиры постоянно кого-то рвут как грелку и сами получают эффектные повреждения. Весь расколбас на лицах, телах и просто разбросанный по брусчатке наверняка пришлось вылепливать часами, результат сочный. Плюс – аккуратная графика, например, в кадрах с регенерацией, которой вампирам из-за обилия хоррора и боевика приходится спасаться очень часто.

Алина постепенно понимает, что реформы лучше революции. Кадр из т/с «Карамора».
Алина постепенно понимает, что реформы лучше революции. Кадр из т/с «Карамора».

Игры с историей

Альтернативная история – cо вкусом. Маяковский по совету Караморы бреется налысо и вступает в бригаду борцов с вурдалаками, император Александр II оказывается почти бессмертным. Лев Толстой в курсе, как русская деревня помогает довести вампиризмом до ремиссии. У Григория Распутина свой научный подход к эволюции вурдалаков. Нобель, родственник изобретателя динамита, гасит нечисть химией.

В Тифлисе крутит-мутит Коба, ему Корамора дарит знаменитую трубку. В европейской перестрелке Карамора отпускает без расправы пацана, говоря, надеясь, что тот ничего не натворит. Позже паренек Гаврило Принцип подрастет и устроит стрельбу по Францу Фердинанду.

Юный Гаврило Принцип, чей поступок стал поводом к войне. Кадр из сериала «Карамора».
Юный Гаврило Принцип, чей поступок стал поводом к войне. Кадр из сериала «Карамора».

Петр Столыпин готовит реформу жизни вампиров, анархист Дмитрий Богров, реально лишивший жизни Столыпина, помогает Караморе в рейдах против нечисти. После пяти серий для меня главная интрига со Столыпиным: падет он от рук Богрова, или сценарист Александр Фомин поступит в манере Тарантино и дарует ему жизнь? Если исторические факты не отменяются, то когда все случится – в новом сезоне или сразу?

Ну, и так далее. Биографии альтернативно исторических персонажей пересекаются так же причудливо, как линии героев произведений Гоголя в известном сериале, есть и родственность фильмам «Бендер. Начало», где немало известных персон времен Гражданской войны.

Столыпин тут – один из самых приличных персонажей. Кадр из сериала «Карамора».
Столыпин тут – один из самых приличных персонажей. Кадр из сериала «Карамора».

Книжный мир

Постмодерн в фильме касается и литературы. Петр Каразин (Карамора) и начальник полиции Симонов взяты из рассказа «Карамора» Максима Горького. В фильме даже есть реплики из книжки.

У героя рассказа нет четких убеждений, он провокатор и подыгрывает то революционерам, то жандармам. Эти черты есть и у героя в кино, он легко пускает в расход стоящих на пути представителей разных полит-лагерей. Но в кино он все-таки более романтик, верный друзьям и любимой, а его борьба против совсем отмороженной группы «Бледные всадники» и попытки разобраться с вампирами — нормальна для «городской готики».

Карамора посоветовал Маяковскому подстричься. Поэта сыграл вокалист группы Shortparis Николай Комягин. Кадр из сериала «Карамора».
Карамора посоветовал Маяковскому подстричься. Поэта сыграл вокалист группы Shortparis Николай Комягин. Кадр из сериала «Карамора».

Маяковский устраивает почти рэп-батл с Игорем Северяниным, чем они занимались до 2018 года. От него звучат посвященные Северянину обидные строки из «Облако в штанах». Северянин выдает также реально адресованные Маяковскому строки: «Ещё не значит быть сатириком — давать озлобленный совет прославленным поэтам-лирикам...»

Дракула – исторический герой, первый пострадавший от фэйк-ньюс. Во второй и третьей частях – история про душегуба в стиле журналистских хроник про Джека Потрошителя. Творящий кошмар на празднике знати анархист в маске кричит: «Привет Дому Ашеров!» (хотя маска – это про другой рассказ Эдгара По).

Дмитрий Богров в реальной истории лишил жизни Столыпина. Кадр из т/с «Карамора».
Дмитрий Богров в реальной истории лишил жизни Столыпина. Кадр из т/с «Карамора».

Александр Руневский с усмешкой читает «Дракулу», словно видит места, срисованные Брэмом Стокером с его стиля жизни. Хотя на самом деле он, вероятно, тот самый Александр Руневский из «Упыря» Алексея Толстого.

«Карамора» – один из лучших в России постмодерн-экспериментов в сериале, лучшая сериальная псевдоистория, лучшая «городская готика», сериал с самыми мощным хоррор-экшном. И так далее.

Не стоит прекращать после одного сезона. Еще и до начала Первой мировой много времени. И дальше российская история ужасов богата на фактуру, тянуть франшизу можно и до 1917 года, и до 1924-го.

Лев Толстой не хочет сниматься в документалке. Кадр из сериала «Карамора».
Лев Толстой не хочет сниматься в документалке. Кадр из сериала «Карамора».

Спасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!