Посмотрим, как за последние годы перекладывали на экран криминальные романы известных российских писателей. Остановимся на трех наиболее заметных экранизациях и попытаемся понять, почему они не всегда оказываются удачными.
Занудный повторяющийся «Текст»
«Текст» по книге Дмитрия Глуховского больше шестерки, считаю, не заработал. Фильм до зевоты скучный. Не помогает взбодриться даже уже знаменитая POV-домашка, которую устраивают герои Кристины Асмус и Ивана Янковского, видимо, тоже от скуки.
Если ждете чего-то сильно умного, не стоит. В этой части сам Глуховский обычно выше головы не прыгает, как и режиссер Клим Шипенко. Экшна, приключения, триллера тоже не будет, как и стильного нуара. Это просто низкобюджетная экзистенциальная драма. Само по себе это неплохо. Но «Текст» предсказуем, глуповат, тосклив, претенциозен, грешит душеспасительным морализаторством и страшно зануден.
Тут реально каждую мысль повторяют зрителю 5-7 раз. В прямом смысле: на экране почти ничего не происходит, а голос актера за кадром долбит и долбит одно и то же, что и в первый-то раз было слушать не сильно забавно. За актера Александра Петрова обидно. Режиссер его частенько просто подставляет, вынуждая делать всякую ерунду, вроде чтения того же длиннющего текста с телефона.
В целом кино, называющееся «Текст», выглядит как плохо адаптированный под кинопоказ текст книги. Никакой иронии, игры в этом нет, просто слабая постановка. Не полная лажа, но слабая. В кинозале сидеть не хочется. По ходу действия возникла мысль: «Вот на Нетфликс бы сканало». А потом вспоминается, что почти так и есть: фильм был подготовлен был под показ на российской платформе Start. Вот на уровне «Старта» снято нормально. В принципе, и оценка «6» нормально. Только вряд ли стоило такое смотреть в зале.
Необязательное «Селфи»
«Селфи» — слегка недоделанный детектив-драма-триллер по книге «Духless 21 века. Селфи» Сергея Минаева. Ближе к финалу выдыхается, местами становится туповатым: в моментах игры жертвы и маньяка, в показе жилища двойника, похожего на жилища сотен сдвинутых героев американских фильмов, местами — устаревшим, например, в философии про лайки и селфи. Кому уже нужна такая философия, как и само название фильма «Селфи»?
До крутого триллера не хватает энергии и размаха, до хорошей драмы не хватает глубины. Да и просто достали уже бесконечные «Двойники» на разный лад.
Следует признать, что большую часть времени все это смотрится весьма бодро. Режиссура крепкая — от Хомерики. Оператор старается, картинка очень гуд. Диалоги от Минаева живенькие.
Хабенский в двух образах работает отлично. И очень приятно на него смотреть в этом фильме, после состоящего из тухлых и неработающих клише «Метода». Бондарчук вообще красавец, он в своих фильмах всегда рассказывает историю про дружбу, и тут весьма проникновенно сыграл верного друга.
В целом все на съедобном уровне, «по-фирменному», только в итоге кажется, что посмотрел что-то стильное, но бестолковое, типа фильма «Снеговик». На шестерочку. Очень красиво, но не умно и не очень понятно зачем. Разве что похихикать над тем, что Минаев местами сделал кино сам про себя.
И есть еще один момент, который я не понял. Минаев исхитрился и закончил фильм по-интеллигентски. Но справедливо ли это? Хотя бы по отношению к герою Бондарчука?
Просветление в «Ненастье»
Роману Алексея Иванова с экранизацией повезло больше. Она уже тянет на «восьмерку» . Возможно, объяснение в том, что поставленное Сергеем Урсуляком «Ненастье» — это все-таки сериал, позволяющий спокойно создавать объемные образы.
Ну, и сам литературный материал изначально более серьезный, представляющий собой не просто вольный пересказ екатеринбургских и пермских криминальных хроник, а роман, затрагивающий сразу три периода жизни России.
Экранизация добавила в 0историю атмосферу романтики и надежд на новую жизнь в начале 90-х, сменившихся нечистоплотным криминальным угаром в разгар «лихих» годов и похмельным стыдом в нулевые. На эту смену атмосфер, кстати, хорошо работает саундрек.
Еще одним принципиальным моментом, в котором фильм оказывается даже лучше книги, стала яркая и настойчивая персонификация образа России в лице Танюши (Татьяна Лялина). Тут уже не просто криминальный роман, и не только история поколения, но горькие размышления о судьбе страны, которые в книге можно даже не заметить. Ну, и актеры, в числе которых Александр Яценко и Александр Кузнецов, с задачей справились мастерски. Нет сомнений, что и в полном метре «Ненастье» оказалось бы сильнее упомянутых выше фильмов-неудачников.
Спасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!