«Майор Гром: Чумной Доктор» – первая полнометражка студии Bubble. По сути, первый настоящий кинокомикс в России, а не стилизация под комикс («Девятая») или чисто супергеройское кино («Черная молния»).
Не буду долго рассуждать о том, что фильм удался почти во всех составляющих. Да, это так. Хочется поговорить о его особенностях. Кроме жанрового первенства здесь есть нюансы, формирующие традиции российского кинокомикса. Как минимум, «бабл-кинокомикса», который намерен выстраивать Вселенную и стать местным «марвелом».
На экране питерский полицейский Игорь Гром воюет с главным комикс-антагонистом – ночным мстителем по кличке Чумной Доктор, который расправляется с крупными преступниками, избежавшими наказания по закону. Антагонист борется с «чумой беззакония» в супер-костюме с огнеметами. Гром имеет только навыки рукопашки, ловкость, наглость и способность пошагово планировать ход драки, если на это есть время.
1. Настройка жесткости и реальности
«Баблы» подгоняют уровень экранной жести. По данному кино понятно, что будет около марвеловского мейнстрима, с запасом сцен и эпизодов под хардовые «режиссерские» версии.
В 2017 году Bubble потренировалась на короткометражке «Майор Гром» режиссера Владимира Беседина, в которой Игорь Гром под шутки-прибаутки мешал команде «Метеор» грабить банк. Там была заявка на легкий комедийный боевик почти для всех возрастов.
В кино Олега Трофима («Лёд») краски сгустились. Больше неонуара, в Питере есть черты Готема (здесь ближе эстетика DC, чем Marvel). Антагонист суровый, его казни сразу делают разговор серьезным. И общественная опасность его последователей выглядит убедительно.
Что касается степени реализма, то авторы не стали долго заморачиваться и просто сдвинули действие в недалекое будущее. Так сразу снимаются почти все вопросы, и не нужна альтернативная реальность, как с Готэмом. Если в других фильмах потребуется вернуться в прошлое, то мера условности может быть марвеловской.
2. Аллюзии, постмодерн, метамодерн
Тут произносят имя Бэтмена, это выглядит ошибкой. Понятен интерес к позиционированию Чумного Доктора относительно американского супергероя, но лучше без имен. Аллюзия, конечно, есть. Ночной мститель с большой поддержкой народа показан вредным анархистом, фальшивым кумиром, настоящим негодяем. Да, такой антибэтмен.
Лого соцсети «Вместе» эксцентричного Сергея Разумовского отсылает к «V» значит Вендетта». Вместе с масками Чумного Доктора на уличных бунтарях и громким событием в центре Питера это работает как... хотел сказать «едкий постмодерн». Но графический роман Алана Мура – уже был постмодерн-игрой с образом реального Гая Фокса (которого осуждают в Великобритании). Тогда пусть «МГ» – метамодерн.
Для первичной раскрутки своей мифологии репозиционирование конкурентов, тем более идеологическое, в кассу. Но в дальнейшем лучше бы «МГ» и другим бабловским фильмам быть просто фильмами. По отношению к западному кинематографу. Игры с отечественным кино (когда маски хулиганов выкупаются у Союзмультфильма, Гром похож на Шарапова, а его помощник – на Шурика), можно продолжать.
3. Политическая активность
Метамодерн в «МГ», начинается с песни «Перемен!» группы «Кино» на титрах и выглядят жирно, так как ирония, аллюзии, колебания смыслов тут приобретают актуальное политическое звучание. И оно, судя по отзывам, не вызвало сильного отторжения даже среди тех, кто в «этой стране» по жизни недоволен. Дельфин, кстати, тут поет и за Чумного Доктора, и за Майора Грома. А потом еще и осуждает анархистский бунт.
Хотим комикс совсем без политики? Вычеркиваем тогда Капитана Америку, Людей Х, Чудо-женщину, сериал про Пенниуорта и так далее. Политизацию «МГ» кто-то относит к слабым местам, но как раз в ней и сила, и свежее высказывание. Где вы еще увидите такой комикс?
При этом политика «МГ» мягкая, гармоничная и гуманистическая. Со здравым смыслом и диалектикой. Звучит немало упреков в адрес Грома за его простоватость. Зато все остальное непросто, особенно антагонист, проработка личности которого даст фору многим комикс-злодеям.
В фильме, при всех жанровых атрибутах и универсальном языке, есть ощущение реальной жизни, с ее конфликтом между желанием перемен и страхом того, что их цена окажется слишком высока, да и качество будет не то. И это делает «МГ» крепким художественным произведением.
Спасибо за дочитку! Подписывайтесь, и продолжим!
«Чудо-женщина 1984» не нравится феминисткам и «толерантным»
5 причин смотреть комикс-сериал «Старгерл» от DC
Три сериала от DC, которые не слабее кинофильмов