История общественного транспорта в Москве помнит немало интересных историй.
Столичная троллейбусная сеть была крупнейшей в мире. Сейчас от нее ничего не осталось. Как так? Как появилась и развивалась сеть маршрутов? Куда же пропали троллейбусы с улиц Москвы?
Впервые в столице троллейбусный маршрут появился в далеком 1933 году. Он начинался у Тверской заставы (Белорусского вокзала) и заканчивался в районе села Всехсвятского (ныне район станции метро "Сокол"), и был тогда еще "однопутным".
Первый советский троллейбус имел деревянный каркас и мог развивать скорость до 50 км/ч. В салоне имелось 37 мест для сидения, зеркала, сетки для багажа. Под сиденьями установлены электропечки. Двери открывались вручную: передние - водителем, задние - кондуктором.
Постепенно, год от года открывалось все больше троллейбусных маршрутов. Рос и парк новых машин. В 1938 году появилась необычная модификация - двухэтажный троллейбус. Образец привезли из Англии. На его основе советские конструкторы изготовили "ЯТБ-3".
Но модель не прижилась. Из-за низких потолков, на первом этаже сложно было стоять. Потому и вместимость была меньше.
Троллейбус имел лишь одну дверь для посадки и высадки пассажиров — заднюю, что было не очень удобно.
А еще ездить на нем по заснеженной или обледеневшей дороге было просто опасно. Машина не отличалась маневренностью.
Партия таких троллейбусов была небольшой, всего 10 шт. И очень скоро их сняли с маршрутов.
В 1941 г. на улицах Москвы появились первые грузовые троллейбусы, они активно использовались в годы войны. В 1943 годупоявилась модель, которая могла работать и без контактной сети.
После войны троллейбус становится королем московских улиц. Всё больше маршрутов открывается в центре, заменяя трамваи.
Когда в середине 1950-х началось массовое строительство жилья, на столичных окраинах также появляются троллейбусные маршруты.
1960-е годы стали "золотым" десятилетием длятроллейбусов Москвы. Именно тогда случился пикразвития сети. Она стала самой протяжённой в мире. Она составила около 884 км. В городе насчитывалось 1811 машин. Увеличилось количество троллейбусных парков.
На протяжении 1970-х и 1980-х годов растет сеть маршрутов на окраинах Москвы. Там строились новые кварталы жилых домов. Метро ещё не дошло до отдаленных микрорайонов. И, конечно, многие люди пользовались троллейбусом.
В 1980 году в Москве появились сочленённые, длинные троллейбусы. Многим они известны, как ЗиУ-10.Производили их на заводе немного.
Поэтому некоторые парки проводили испытания других моделей. Например, на маршруте №1 (Нагорный проезд - Больница им. Боткина) во второй половине 1980-х какое-то время ездили сочленённые троллейбусы "Шкода-Санос 200-Тр",похожи на автобусы "с гармошкой".
В 1990-е планы по развитию троллейбуса в городе были масштабными, троллейбусная сеть должна была дойти до самых отдаленных окраин.
Но этим идеям пришел конец,когда мэром столицы стал Ю.М. Лужков. При нем постепенно троллейбусы начали исчезать с центральных улиц Москвы.
Жаловались во многом автомобилисты. Мешали постоянные пробки. Троллейбус становился медленным и неудобным транспортом. Некоторые маршруты укорачивали, чтобы люди не стояли в пробках.
В 2010 году было принято решениео ликвидации троллейбусных маршрутов на центральных улицах Москвы. Троллейбусы решили заменить на автобусы и новые трамваи.