Первую часть этой статьи - см. по ссылке "Все хоккейные формы московского "Спартака". Часть 1. 1946-1989 гг". Вторую часть - "Все хоккейные формы московского "Спартака". Часть 2. 1989-2014 гг".
* * *
Сезон 2014/2015 и межсезонье 2015
Сезон 2014/15 годов "Спартак" вновь пропустил из-за финансовых проблем. Только летом 2015 года удалось сыграть серию контрольных матчей, где "Спартак" сыграл в ретро-форме вообще без рекламы (!)
Форма сделана на основе формы "Спартака" 1961/62 годов, когда клуб впервые стал Чемпионом СССР. Производитель экипировки "ССМ".
Сезон 2015/2016
В 2015 году "Спартак" заключил спонсорское соглашение с нефтесервисной группой "ERIELL". В начале сезона нашивки ERIELL на плечах были крупными прямоугольными, с конца 2015 года они стали контурными. На спине поначалу рекламы не было, с конца 2015 года поверх белых полос на поясе появилась реклама "ERIELL" (с желто-синими логотипами). Сначала рекламные нашивки были и на шортах, но уже с ноября они пропали.
Производитель экипировки "ССМ". На шлеме - "СОГАЗ" и "ЕRIELL".
В декабре 2015 года отмечалась 69-я годовщина первой официальной игры "Спартака" в чемпионатах страны. C этого года "Спартак" стал регулярно в декабре каждого года проводить ретро-матчи. В 2015-м ретро-матч проведен с финским "Йокеритом". Ретро-форма "в стиле 60-х годов" представляла собой красный свитер с белой полосой по плечам и рукавам, у сердца - спартаковский ромбик, а по диагонали - крупная надпись "СПАРТАК". Реклама "ERIELL" на этой форме была. К тому же добавился и небольшой рекламный блок "МастерКард".
Сезон 2016/2017
На тёмной (красной) форме цветную рекламу "ERIELL" на плечах окрасили в спартаковские красно-белые цвета. На груди остался "МастерКард", на шлеме "СОГАЗ" и "Эриель".
На ретро-матч с "Локомотивом" 22 декабря 2016 года спартаковцы вышли в форме, стилизованной под образец второй половины 1940-х годов. Тогда хоккеисты играли в хлопчатобумажных рубашках, поэтому и на форме сохранены отложной воротник и пуговицы на вороте. Шорты и гамаши выбраны чёрного цвета, как это было на форме 1948 года (ранее спартаковцы играли просто в темных брюках). Ретро-форму разработал дизайнер Андрей Горбунов.
Сезон 2017/2018
Небольшие изменения в форме регулярного чемпионата коснулись низа свитера (убрали оттуда контрастную полосу, соответственно и реклама "ERIELL" на спине стала изображаться на основном фоне). Сезон был 10-м по счету в КХЛ, поэтому в начале сезона все команды несли на груди специальную нашивку "10-й сезон" с крупной десяткой. К завершению сезона она была заменена на похожую нашивку "Плей-офф" с такой же десяткой.
На шлеме по-прежнему "СОГАЗ" и "ERIELL".
Ретро-матч в 2017 году проведен 9 декабря со "Слованом". На этот раз в оформлении матча выбрана стилистика 80-х годов, и форма "Спартака" также повторяла образец 80-х. Все рекламы с этой формы было решено убрать (даже со шлемов, даже "Мастеркард", в порядке исключения на один матч убрали даже нашивку "10-й сезон".
Cезон 2018/2019 гг.
В мае 2018 года авиакомпания «Turkish Airlines» ("Турецкие авиалинии") стала официальным партнёром хоккейного клуба «Спартак». На свитерах и шортах добавилась реклама авиаперевозчиков.
22 декабря 2018 года в Сочи "Спартак" провёл очередной ретро-матч. На этот раз клуб играл в оранжевой форме, это напоминание о форме команды на Кубке Шпенглера в 1990 году (тогда спартаковцы выиграли кубок в пятый раз и получили его на вечное хранение). Совсем от рекламы не отказались, но "историческую" рекламу 90-х годов решили не воспроизводить, а современную - сделать более архаичной, например, логотип "Мастеркарда" изобразили не современным, а таким, каким он был в 90-х годах, а лого "Турецких авиалиний" раскрасили с черный цвет. Реклама на шлемах на этот раз была: "СОГАЗ", "Эриэль" и "Турецкие авиалинии".
1 декабря 2018 года все команды КХЛ играли со специальной нашивкой на груди - в виде литеры "М", в которую вписана красная ленточка - это знак Всемирного дня борьбы со СПИДом.
В феврале 2019 года и вновь в Сочи "Спартак" играл в оригинальной форме с надписью "Спартак". В точно такой же форме "Спартак" проводил ретро-матч в декабре 2016 года, но сейчас добавилась реклама "Турецких авиалиний" и "МастерКард".
Cезон 2019/2020 гг.
В августе 2019 года "Спартак" подписал спонсорский контракт с российским брендом смартфонов, планшетов и бытовой техники "BQ" (Bright & Quick, Яркий и Быстрый). Также подтвердили свое партнерство еще на один год "Турецкие авиалинии". Ну и "ERIELL" продолжил сотрудничество со "Спартаком". В конце сезона на груди хоккеистов добавилась нашивка "Плей-Офф 2019-2020".
Традиционный ретро-матч был сыгран с "Барысом" 22 декабря 2019 года. На этот раз для матча была выбрана стилистика 70-х годов: красные свитеры с маленьким спартаковским ромбиком у сердца, белые плечевые зоны, шорты с номерами на лампасах.
Сезон 2020/2021 гг.
К сезону 2020/21 годов студия "Quberten" подготовила дизайн трех комплектов формы: гостевой, домашний "для будней" и домашний для выходных дней. Все три формы имели совершенно особенный дизайн (а не просто выполнены по принципу "негатив/позитив".
Первый домашний комплект - белый свитер с крупной литерой "С" и широкой белой диагональной полосой.
Вторая домашняя форма разработана для выходных дней. Она чёрного цвета. На груди, где обычно находится полоса, ромб и литера С, появился принт с фотографиями из истории «Спартака», а маленький спартаковский ромбик остался только на левом рукаве под номером.
На каждом свитере сюжет фото индивидуальный (!). Ниже несколько примеров:
Гостевая форма - красная с горизонтальной белой полосой и маленьким спартаковским ромбиком.
На всех трёх формах на плечах реклама "BQ", впереди внизу бело-красный (или бело-черный) рекламный блок "ERIELL". Вверху справа - "Мастеркард". Сзади на свитере рекламы нет (при презентации формы в августе 2020 года на образцах сзади размещалась реклама "RusJet", но реально в сезоне она не использовалась, а была зашита прямоугольными кусками ткани в цвет свитера).
Также на всех трёх вариантах формы на правом рукаве нашит кружок с крестом (красным или белым) и фразой "ГЕРОИ НАШЕГО ВРЕМЕНИ. СПАСИБО ВРАЧАМ!". Если помните, это был как раз разгар коронавируса.... На шлемах "СОГАЗ" и "ERIELL" (фигурная наклейка).
Студия "QUBERTEN" также переработала дизайн игровых номеров. Теперь в номера интегрированы даты, важные для клуба - от основания хоккейного «Спартака» до чемпионских титулов и побед в Кубке СССР ("46", "62", "67", "69", "70", "71", "76"), в основе геометрии цифр - углы ромба. Внизу у каждой цифры добавлен маленький ромбик с диагональю.
22 и 23 декабря 2020 года были сыграны ретро-матчи. Их посвятили 80-м годам, Олимпийским играм в Москве и дружбе народов СССР. Форма "Спартака" повторяла образцы начала 80-х: в центре груди крупный спартаковский ромб. На лампасах шорт - ромбики.
Межсезонье 2021 г.
Летом 2021 года на Кубке мэра и в некоторых товарищеских матчах использована ретро-форма красно-кремового цвета. Форма создана по мотивам чемпионской формы 1976 года (тогда ромбик тоже был в районе сердца, а по низу свитера шли две полосы).
Кремовый цвет в данном случае имитировал выцветшую от времени белую ткань. На этот раз на спине все же сохранилась реклама "ERIELL" (но выкрашенная в красно-бежевую гамму). Под воротом размещалась юбилейная эмблема 75-летия "Спартака".
Сезон 2021/2022 гг.
В сезоне клуб играл с эмблемой 75-летия "Спартака", только на стадии плей-офф ее заменила нашивка "Плей-Офф. 2021-2022".
Уже в марте 2022 года нашивки "МастерКарда" на форме не стало, компания ушла из России.
За воротом (там где обычно была марка производителя экипировки) размещено название группы компаний "Ариант", с которой "Спартак" подписал спонсорский контракт. На шлемах "СОГАЗ" и "ERIELL" (при этом на шлеме "Эриэль" сохранил свои натуральные желто-синие цвета).
22 декабря 2021 года "Спартак" провел очередной ретро-матч с "Салаватом Юлаевым". При этом оба клуба использовали ретро-форму времен "оттепели" 60-х годов. На спартаковской форме вообще не было рекламы (но щиток КХЛ у ворота все же был). Матч приурочен к дню рождения клуба и 60-летию полета Ю. Гагарина в космос.
Межсезонье 2022 г.
На форме (и даже на шлеме) нет никакой рекламы. Вместо щитка КХЛ под воротом изображен спартаковский ромбик.
Сезон 2022/2023 гг.
Место справа на груди занял логотип российской платежной системы "МИР". из рекламы на форме остался только "ВQ".
Традиционный ретро-матч "Спартак" провел 8 декабря 2022 года и посвятил его 875-летию Москвы. На этот раз фора не имитировала варианты предыдущих лет, а была чисто фантазийной: на груди юбилейная эмблема в виде купола храма, внутри которого Спасская башня Кремля, слова "РЕТРО-МАТЧ", "МОСКВА", "875 лет". Спартаковские ромбики заняли скромное место на плечах. Сама форма также не просто красная, а с паттерном в виде зубцов кремлевской стены (впрочем, издали это не заметно).
Предыгровую разминку спартаковцы также провели в пяти видах ретро-свитеров — с элементами экипировки "ратника", "стрельца", "графа", "гусара" и "криминального элемента".
Межсезонье 2023 г.
Летом 2023 года появился интересный вариант формы, имитирующий джемперы с пуговичками на вороте и отложным воротником. Клуб посвятил эту форму своим болельщикам. В центре груди изображен спартаковский ромбик и "традиционный жест пальцами, изображающий ромб".
В августе 2023 года букмекерская компания "OLIMPBET" и хоккейный клуб «Спартак» объявили о начале сотрудничества. Логотип "Olimpbet" появился на форме команды, впереди на свитере.
На шлемах не было рекламы, только спартаковские ромбики по бокам.
Сезон 2023/2024 гг.
Горизонтальная широкая полоса на форме сохранилась, но цвета несколько поменялись: светлая форма стала серой с белой полосой, а тёмная - красной с красной же полосой, имеющей белую границу. На груди осталась реклама платежной системы "МИР". Отличием сезона стала нашивка "ТИНЬКОФФ" сзади под воротом, именно "Тинькофф" стал официальным банком КХЛ. На рукавах - букмекерской конторы "Олимпбет".
На шлемах: "СОГАЗ", "OLIMPBET" (по бокам) и наклейка бренда полимеров компании "Сибур" - "VIVILEN" (сзади).
На ретро-матчах 22 и 24 декабря 2023 года "Спартак" выступал в форме, стилизованной под древнерусскую одежду с узором из ромбов, клюшек и стилизованных характерных жестов болельщиков. Слово "СПАРТАК" на груди было выполнено в стиле старославянских написаний.
Что нас ждет в этом сезоне, не ясно. Но возможно в форму "Спартака" еще будут внесены изменения. Ведь в этом сезоне официальным поставщиком клуба стал российский бренд спортивной экипировки "Jögel", также ПАО "Сибур Холдинг" стало генеральным спонсором "Спартака". Подождем, как это отразится на внешнем виде хоккеистов.
***
Использованы материалы официального сайта "Спартака" (а также фотоархивы ЦСКА, "Металлурга" и "АкБарса"), электронной версии газеты "Спорт-экспресс", сайта https://www.spartakworld.ru/, блога "Был такой хоккей" в сети "ВКонтакте", кадры телетрансляций
***