Начало этой статьи - см "Все хоккейные формы московского "Динамо". Часть 1 (1946-1991 гг)
Форма московского "Динамо" - одна из самых консервативных в лиге. За десятки лет ни цвета, ни основная концепция почти не поменялись, но в мелочах, а особенно в составе рекламы, конечно, изменений было предостаточно. Чемпионаты СССР "Динамо" заканчивало в весьма удачной форме конца 1980-х: на груди размещалась крупная "Д" и слово "Динамо", на поясе "МОСКВА", а на плечах динамовские ромбики.
Cезоны 1991/1992 и 1992/1993
Но к первому постсоветскому сезону форма "Динамо" дополнилась рекламой спонсора - корейской компании "Самсунг". Чтобы всем было понятно, что это такое под названием фирмы было пояснение "VIDEO. AUDIO. COMPUTERS".
Корейские спонсоры тогда очень живо интересовались судьбой команды. На многих фото тех лет рядом с хоккеистами можно увидеть корейцев. Вполне нормальной практикой было бесплатное снабжение игроков корейской техникой просто по запросу. "Самсунг" в переводе с корейского - "три звезды". Поэтому и логотип компании представлял собой три звездочки. Лого "Самсунга" повторялся на груди хоккеистов трижды. Вторым спонсором 1992 года стала итальянская компания "SIMOD", в России к тому времени уже существовали фабрики "Симод" по производству кроссовок по итальянской технологии.
На спине присутствовала реклама "ГЕОЛБАНК" - "Акционерного коммерческого геологического банка". Банк не запомнился чем-то особым (разве что связью с Таганской преступной группировкой), был закрыт уже в 90-х.
В сезоне 92/93 форма практически не изменилась, но на плечах появились характерные ромбы "Таклы".
В 1991 году "Динамо" также играло в Кубке европейских чемпионов. Вообще динамовцы прибыли на турнир в своей форме. На групповой стадии (в Швейцарии) на рукавах появились нашивки "IIHF" (Международная федерация хоккея), при этом их нашили поверх рекламы "SIMOD", так, что буквы S и D торчали из-под ИИХФ, создавая непереводимый ребус ""S-IIHF-D". Впрочем с таким отношением организаторов столкнулись не только динамовцы, прочие европейские клубы тоже были вынуждены поверх "своих" реклам нашить "ИИХФ".
На спине добавилась реклама "KRUGER". На шлемах оставались "свои" рекламы "SAMSUNG" (на красной подложке) и "SIMOD" (по бокам).
Финальную часть КЕЧ в декабре 1991 года "Динамо" отыграло в другой форме (возможно на разных стадиях турнира за экипировку отвечали разные спонсоры?) Например, матч с миланским клубом "Сайма" (27.12.1991) был сыгран в форме финской фирмы "Такла" с желтыми блоками рекламы топлива "Heizöl" на шлеме и рукавах.
Через год, в декабре 1992 года, "Динамо" вновь участвовало в Кубке европейских чемпионов (финальный турнир проходил в Дюссельдорфе). На этот раз форма "TACKLA" вообще была без сторонних реклам. Если, конечно, не считать за рекламу узор из ромбиков на плечах и лампасах (по-хорошему эти ромбики - упрощенные логотипы "Таклы", их ввёл в обиход именно этот производитель экипировки).
Сезон 1993/1994
Почти такой же комплект формы "Такла" использовался динамовцами и во внутреннем чемпионате. Но на этот раз на рукавах была реклама "SINOD", логотип "SAMSUNGа" остался, но у корейцев как раз в это время прошёл ребрендинг, надпись стала помещаться в овал, изменилось написание некоторых букв (например, у буквы "А" пропала горизонтальная перекладина). На спине же размещалась реклама "Фаворит-Банка".
На шортах в этом сезоне также использовалась реклама "Фаворит Банка".
В конце 1993 года "Динамо" вновь участвовало в Кубке европейских чемпионов в ФРГ. На этот раз основным спонсором была пивоваренная компания "Варштайнер". Поэтому с динамовской формы убрали "Самсунг", а добавили рекламу пива. Производителем формы на этот раз был "Рибок".
Сезоны 1994/1995
Следующие два сезона были очень скудными на "рекламную нагрузку" формы сезоны. Над динамовской "Д" помещена только реклама "SAMSUNG" (все тот же огромный овал). И на этом всё. На плечах контрастные цветовые зоны с окантовкой с продолжением по рукаву, внутри них крупное лого производителя формы "Рибока" - очень условное изображение беговой дорожки.
Сезон 1995/1996
Контрастные зоны на плечах содержали только динамовскую "Д".
В декабре 1995 года "Динамо" в очередной раз участвовало в Кубке европейских чемпионов. На этот раз "Самсунг" не помешал организаторам, но добавились реклама пива "Кромбахер", "ИВЕКО" и "Мастер Банк" (сзади на свитере).
Сезон 1996/1997
Практически то же, что в предыдущих сезонах, но на груди добавилась реклама спортивных товаров "Rehband". На светлой форме "Д" по-прежнему белого цвета.
В этом сезоне "Динамо" впервые участвовало в Евролиге. Вместо клубной эмблемы в центре свитера изображалось лого Евролиги. Впрочем это не только динамовцев так "обидели", поначалу все клубы в этом турнире изображали на джерси исключительно лого лиги. Динамовская "Д" заняла скромное место вверху у сердца. Кстати и сама эмблема модифицирована, она стала более "хоккейной": к традиционной динамовской литере "Д" добавилась ленточка со словом "МОСКВА" и звездочкой с клюшкой. На рукаве реклама "Мастер Банк", На спине фамилия по дуге и надпись "DYNAMO". Нижняя часть свитера контрастного цвета (не белой форме сине-голубая), отделенная какой-то замысловатой кривой линией). Производитель формы - "Луч". На шлемах никакой рекламы не было (видимо "Евролига" еще не распробовала рекламных контрактов).
Сезон 1997/1998
Новая динамовская эмблема теперь используется на форме и во внутреннем чемпионате. Рядом с Rehband на свитере появилась особая эмблема "Динамо" - зеленый прямоугольник с двуглавым орлом, на груди которого динамовский ромбик.
Для участия в Евролиге использовалась несколько отличная форма: в центре груди опять крупная эмблема Евролиги, динамовская эмблема в уголке, под ней игровой номер с "модными" в 90-е годы "тенями", на спине надпись DYNAMO на латинице. А на рукаве реклама газеты "Аргументы и факты".
Сезон 1998/1999
Эмблема "Динамо" с двуглавым орлом осталась в одиночестве.
В конце 1998 - начале 1999 года "Динамо" участвовало в Евролиге. На этот раз лого Евролиги помещалось вверху слева, а главное место на свитере вернула себе клубная эмблема. На плечах никаких эмблем не было. Над номером - реклама коммерческого банка "Кредиттраст", сзади на свитере помещалась надпись "DYNAMO".
Производитель формы - "Луч".
Сезон 1999/2000
И вновь от минимума рекламы к ее засилью. На форме 1999 года над эмблемой на груди помещалось сразу несколько рекламных блоков: "Арбат-Авто" с маленькими лого БМВ, Rehband", "Самсунг". На рукавах реклама коммерческого банка "Диалог-Оптим".
На спине под номером - крупное название спортивного холдинга "Олимпийская система".
На шлеме SAMSUNG и Spectrum (?)
Сезон 2000/2001
Очень странная форма. На ней появилась странная кривая линия, как бы имитирующая запАх тулупа. Игровой номер дублировался внизу свитера в районе селезёнки. Рекламы "АРБАТ-АВТО" (с "БМВ") осталась. Добавилась также реклама "Zepter" на рукаве.
Вроде бы к этому же сезону относится и более простой вариант формы. На груди "SAMSUNG", на шортах "ADIDAS"
Сезон 2001/2002
Чуть более адекватная, но все еще странная форма. Плечи и рукава выделены серым цветом (на обоих вариантах формы), подмышки темно-синим (также на обоих вариантах). Домашняя и гостевая формы отличались только цветом "манишки". Над динамовской "Д" крупная реклама SAMSUNG, выше - "АРБАТ АВТО" с двумя маленькими лого "БМВ", на рукавах "ZEPTER", сзади на свитере "STIMOROL", а ниже - "ОЛИМПИЙСКАЯ СИСТЕМА".
Сезон 2002/2003
Общая структура формы "с манишкой" сохранилась. Пока "робко", но рекламные площади начал захватывать "Росгосстрах". Два его логотипа находились на верхней части груди. Выше - вновь "АРБАТ АВТО" с маленькими лого "БМВ". Рукав поделили "Адидас" и "Цептер". На спине расположились "Стиморол" и "Олимпийская система".
По низу свитера сбоку лого "MENTOS". На шортах лого страховой компании "Энергогарант" (белая литера "Э") и шин "SNOW ВOOTS. Good year" (по лампасу).
На шлеме также располагались рекламы "Самсунга" и "Стиморола", сзади "MENTOS", вверху "Zepter".
Сезон 2003/2004
В этом сезоне двуглавый орёл - логотип "РОСГОССТРАХа" - занял основное место на свитере, сместив клубную эмблему вверх. Но и общий дизайн формы упростился: пропала странноватая "манишка", плечевая зона приняла пивычные округлые очертания. Справа вверху - лого "Адидаса". На плечах "SAMSUNG", вверху рукавов "БАРКЛИ". На спине между двух горизонтальных полосок - тоже блок "РОСГОССТРАХа" (но уже без орла).
На шлеме впереди "РОСГОССТРАХ" (лого с орлом), "STIMOROL" по бокам, по верху - "БАРКЛИ" и еще сзади что-то. На шортах реклама торгового центра "Горбушка" (красный прямоугольный блок) и по лампасу "STIMOROL".
Сезон 2004/2005
И вновь изменения в структуре формы: первый сезон, когда использованы синие свитеры с градиентом цветов. Даже для начала 2000-х годов это было спорным решением... По швам, отделяющим плечи и рукава от остальной части - меленькие буквы "ДИНАМО. ДИНАМО....."
На рукавах "SAMSUNG" и "БАРКЛИ". Впереди внизу на свитере крупные красные буквы "ОЧАКОВО" (пиво). Сзади вверху - "МУСА МОТОРС", по низу - "РОСГОСТРАХ".
На шлемах помещалась реклама "Супер Слотс" (впереди) и орёл Росгосстраха сзади.
Cезон 2005/2006
Динамовские дизайнеры все никак не успокоятся: вновь обновление структуры, теперь рукава отделены от остальной части извилистыми швами с контрастными линиями, подмышки вновь выделены цветом. Вся лига в этом сезоне носила нашивки производителя спиртных напитков "Союз-Виктан" (на шлеме и на рукавах). У динамовцев в дополнение к этому были также реклама "Супер Слотс" (под этим брендом выпускались игровые автоматы, существовала сеть казино), "Самсунг", "Баркли". Сзади на плечах - "МУСА МОТОРС". По низу свитера надпись "ДИНАМО".
В январе 2006 года "Динамо" приняло участие в розыгрыше Кубка европейских чемпионов (на этот раз КЕЧ проходил в Санкт-Петербурге). "Динамо" и стало победителем турнира. Специально для кубка была разработана особая форма "Динамо", украшенная национальными орнаментами "в стиле Боско". При этом на груди справа помещался логотип турнира, а также нашивка по дивизиону ("Динамо" попало в дивизион Рагулина, Ragulin Division).
На шлемах у всех клубов-участников (и даже у арбитров) была реклама компании "ТелеСпорт", обладателя прав на телетрансляции европейских чемпионатов.
Сезон 2006/2007
Орел "Росгосстраха" наконец-то убран со свитеров, свое законное место в центре вновь заняла клубная эмблема. Свитеры получили новый раскрой, при этом "швы", отделяющие рукава-плечи от остальной части, на самом деле были составлены из узких полосок, усеянных надписями "ДИНАМО". На плечах "МегаФон" (блок белого цвета), на спине вверху - автодилер "ПРЕВОКС" (с логотипом "Форда") и внизу "Евраз ГХК" (Евро-Азиатская газохимическая компания). Летом 2006 года директор по развитию компании "Евраз ГХК" Михаил стал президентом "Динамо", с ним связывают большой поток рекламных контрактов для клуба.
Производитель экипировки - "Луч" (лого вверху справа). Шлемы - "МегаФон" (а у некоторых лого-"стрелка" "Рибок") и сзади красная наклейка "PUMA".
Сезон 2007/2008
В этом сезоне клуб разработал форму на основе ретро-мотивов (работу выполнили дизайнеры фирмы "Луч"). Букву "Д" на груди заменила надпись "ДИНАМО МОСКВА". При этом буква "Д" - "худая". "Градиентная" синяя форма заменена на одноцветную. На плечах и спереди на свитере вообще нет рекламы, дизайнеры решили максимально "очистить" эти зоны. А вот на спине "Zeta" и "Евраз-Капитал" (компания учреждена советом директоров уже упоминаемой Евро-Азиатской газохимической компании). По лампасу на шортах - "РОСТЕЛЕКОМ".
На шлеме впереди "МегаФон", по бокам "LAFARGE" (французский производитель стройматериалов), сзади красная наклейка "PUMA".
Cезон 2008/2009
Похожая на предыдущий сезон форма. Впереди рекламы нет. На спине "ЕВРАЗ КАПИТАЛ", На шлеме "СОГАЗ" и "Zeta". Но важным дополнением у всех клубов стал щиток КХЛ под воротом.
В декабре 2008 года "Динамо" участвовало в Кубке Шпенглера. На этот раз динамовцы стали "добычей" фирмы "Вюрт-Группе". Реклама WURTH изображалась дважды на груди, дважды на спине, на обоих рукавах и четырежды на шортах. На левом рукаве, между полосок, также по-русски было написано "ХК ДИНАМО МОСКВА".
На вороте - реклама производителя хоккейной экипировки - "OCHSNER". Шлемы были заняты рекламой швейцарского финансового холдинга UBS.
Сезон 2009/2010
И вновь сезон почти без рекламы. На этот раз рекламные надписи убраны даже со спины. Осталась только общая для всех команд лиги реклама "МегаФона" на рукаве и шортах, а также "СОГАЗ" на шлеме. Но от этого отказаться было нельзя.
Контрастные полосы на рукавах разной ширины (нижняя полоса существенно тоньше). Производитель экипировки - "ЛУЧ" (буквы в трех квадратиках).
ПРОДОЛЖЕНИЕ ЭТОЙ СТАТЬИ - "Все формы хоккейного "Динамо". Часть 3 (2010-2024 гг)
- * * * *
Еще на канале: