Начало этой статьи см. - "Все хоккейные формы "Трактора". Часть 1. 1947-1989 гг".
Челябинский "Трактор", наверное, самый именитый из немосковских клубов высшего дивизиона. Команда основана в 1947 году при Челябинском тракторном заводе. Поначалу носила имя "Дзержинец", затем "Авангард", а с 1958 года - "Трактор". Пробившись в высшую лигу чемпионата СССР в 1948 году, клуб сразу закрепился и уже не покидал ее (за исключением одного неудачного сезона 1952/1953 гг).
Сезоны 1990 - 1994 гг
Разложить по полочкам первые постсоветские сезоны "Трактора" у нас толком не получится. Скорее всего в том время команды вполне могли в разные дни недели использовать разные формы в разной расцветке или даже с разными логотипами. Поэтому рассмотрим несколько типов форм и эмблем с примерной привязкой по датам.
"Братья Гримм". В видеозаписях 1992 года на груди хоккеистов "Трактора" видна крупная готическая буква "G". Это логотип коммерческой фирмы "Братья Гримм", фирма была основана при Челябинском тракторостроительном заводе вполне реальными братьями Гримм, Владимиром и Анатолием; сначала как монтажная бригада, потом как кооператив, а затем как самостоятельная монтажная компания. Готический шрифт для логотипа братья выбрали в знак своих немецких корней ну и немного для тог, чтобы обыграть "сказочную" фамилию. Лого "Братьев Гримм" занимало почти половину груди свитера, а вверху помещался небольшой логотип ЧТЗ.
Белая форма с "Братьями Гримм" на груди имела черные контрастные полосы; синяя - белую зону по рукавам и плечам, белый пояс.
"Разобранный трактор". Примерно в те же годы (видимо в сезоне 1991/92 годов) появился логотип в виде схемы трактора, как бы взятого из руководства по эксплуатации или из инструкции к детскому конструктору. Прототипом трактора на эмблеме стал трактор Т-170 Челябинского тракторного завода. Желтенький трактор на свитерах появлялся в 1992, 1993, 1994 годах.
На шлемах в то время помещалась реклама страховой компании "АСКО".
Реклама, сопровождающая трактор менялась. В 1993 году это были уже упоминаемые выше "Братья Гримм", после преобразования ЧТЗ в акционерное общество "Уралтрак" в 1992 году это новое лого также появилось на форме. Но в 1996 году акционеры вернули "Уралтраку" привычное имя "ЧТЗ" - и вновь это отразилось на форме.
Одновременно с рекламой "Уралтрака" на спине писали "UR-AL-COM" (Уральский алюминиевый комбинат?).
Разные варианты "разобранного трактора" использовались клубом и после появления новой эмблемы в виде медведя, ломающего клюшку (об этом чуть ниже); видимо мишка не сразу "прижился" в Челябинске.
Одно время (сезон 93/94 гг) "трактор" сместился вверх, а основную площадь на свитере заняла реклама чекового инвестиционного фонда "АТЛАНТ" (синие буквы на черном свитере, вырви-глаз). Сзади выше белого горизонтального пояса реклама европейской коммерческой компании "ЕВРОМИН" (занимавшейся рудами и цветными металлами, поэтому с большим удовольствием обитавшей в постсоветском Челябинске).
В 1994/95 годах использовались белая и бирюзовая формы, соответственно и трактор на них рисовали белыми или бирюзовыми линиями. На этой форме вообще не было рекламы. Только на шлеме была какая-то жёлтая наклейка. На чёрных шортах по лампасу темные ромбики.
Минимализм... На некоторых фото на свитерах "Трактора" только маленький логотип ЧТЗ, остальное поле чисто белое....
Первый белый медведь из Швейцарии. В декабре 1993 года "Трактор" принимал участие в Кубке Шпенглера. Как правило, комплекты формы для всех участников этих соревнований предоставляют организаторы. При подготовке турнира, летом 1993 года, для повышения зрелищности по предложению швейцарцев на форме было помещено изображение белого медведя, разгрызающего клюшку. Все это помещалось на красном фоне в окружении "брызг крови соперников"... Ну что еще взять с этих русских! Авторами эмблемы стали европейские маркетологи, челябинцы только выбрали лого из предложенных вариантов.
Сама форма на Кубке Шпенглера была насыщена рекламой: на свитере крупный логотип "Адидас" (плюс к тому "адидасовские" три полоски шли и по рукавам), на другой стороне светло-синий блок "Sonntags Zeitung" (видимо, швейцарская газета, освещавшая турнир), по низу свитера и на шортах по жёлтому лампасу - "Apfelsaft". На шлеме впереди "Volkswagen, сзади - "Sonntags Zeitung", на гамашах - DAVOS и лого "Адидас".
Сеньор-помидор или сеньор-яблоко. Скорее всего первоначально мишка с клюшкой рассматривался и челябинцами и швейцарцами как одноразовая эмблема на конкретный турнир. Когда в следующем 1994 году "Трактор" вновь поехал в Швейцарию на Кубок Шпенглера, медведя на свитерах челябинцев уже не было. На этот раз организаторы изобразили какого-то "сеньора-помидора" [или может быть яблоко, как элемент рекламы одного из спонсоров турнира яблочного напитка "Apfelsaft"], а на рукавах добавилось изображение смешного человечка - рекламы канцелярских товаров "BIC". На шлемах помещалась реклама фирмы "ШКОДА" и той же газеты "Sonntags Zeitung" (сзади).
Мишка с клюшкой освоился в России. В 90-е годы все клубы испытывали материальные сложности, поэтому подаренная швейцарцами форма не должна была пропасть. Во внутреннем чемпионате ее тоже начали использовать, но уже без кричащей европейской рекламы. Впереди на груди помещались крупный лого "Адидаса" и старая клубная эмблема - "разобранный" трактор, впереди по низу - лого чекового инвестиционного фонда "АТЛАНТ", сзади у пояса реклама компании "Евромин". На шортах иногда ничего (кроме светлого лампаса), а иногда крупный рекламный блок на одной половине. А вот гамаши донашивали с Кубка Шпенглера..... с лого "Адидас" и надписью "ДАВОС".
Сезон 1994/1995
Со временем брутальный дизайн медведя, разгрызающего клюшку, понравился и самим челябинцам. Он занял центральное место на груди белых и бирюзовых свитеров. Но красные языки крови постепенно от греха подальше убрали. Черную же "подложку" рисунка стали объяснять как "шайбу". Правда, размеры чёрного круга были большеваты для шайбы, но это никого не смутило.
Cезон 1995/1996
В этом сезоне на форме "Трактора" обосновалась реклама "Промстройбанка" и банка "Югорский" (хотя судя по фото название выглядит "ЮГОРСКАЯ". может быть страховая компания при банке?). "Югорский" - еще один привет из ,бандитских 90-х, поддержка им клуба "Трактор" прекратилась после убийства главы банка Олега Кантора.
Сезон 1996/1997
Из рекламы в этом сезоне на форме находился только логотип Челябинского тракторного завода - ЧТЗ, и слово "Промстройбанк". Сзади на свитере рекламы нет.
Сезоны 1997/1998 и 1998/1999 гг
По низу свитеров появился геометрический рисунок из диагональных черных, белых и серых линий. На спине лого холдинга "БОВИД", занимающегося отельным бизнесом, строительством, продажей и обслуживанием автомобилей. Видимо именно в этом сезоне "Трактор" отказался от второй синей формы, а остановился на чёрном цвете.
"Трактор" завершил сезон на 18-м месте, после чего "вылетел" из Суперлиги в Высшую лигу.
Фотоматериалов периода отсутствия "Трактора" в высшем эшелоне хоккея катастрофически мало, но видимо использовались все те же эмблемы.
Разве что на сайте "Hockey Jersey Archive" представлено фото свитера якобы 2000/2001 года с рекламными нашивками "Moscow Duty Free", "Hotel Ukraine" и "Аэрофлот". Правда, нет уверенности, что это действительно реальный игровой свитер, а не просто творчество коммерсантов.
Сезон 2005/2006
"Трактор" успешно завершил сезон в Высшей (второй по силе) лиге и получил право вернуться в Суперлигу. На форме тех лет лого ЧТЗ переместилось на плечи, а на груди разместился логотип Челябинской макаронной фабрики - АО "МАКFA" и первый логотип агрохолдинга "Ариант" (позже на форме "Трактора" будут изображаться еще две версии лого этого крупного холдинга).
Сезон 2007/2008
Общая структура формы сохранялась, но места расположения рекламных блоков менялись. В сезоне 2007/08 годов в верхней части свитеров помещались логотипы "Арианта" и макаронной фабрики "МАКFА". Внизу на свитере - челябинский культурно-равлекательный центр "МЕГАПОЛИС". На плечах - "ЧЕЛСИ". Сзади на свитере - "Челябинский трубопрокатный завод" и "Бовид". На лампасе реклама сотового оператора U-tel. Бренд появился после поглощения компанией Уралсвязьинформ сотового оператора "Южно-Уральский сотовый телефон" (ЮУСТ). [Андрей К, спасибо!]
В этом же сезоне (или одном из "соседних") использовался вариант формы с чуть отличной рекламной нагрузкой. Например, на спине отсутствовала реклама ЧТПЗ, отсутствовала реклама и на шортах.
Сезон 2008/2009
Контрастные наплечники убраны с формы, введен новый дизайн кроя, контрастные цветные зоны размещены по бокам туловища. На плечах впервые размещены уменьшенные логотипы клуба (те же мишки, грызущие клюшку). Впереди снизу реклама Челябинского трубопрокатного завода, на рукавах - лого Челябинского производственно-коммерческого объединения "ЧЕЛСИ" ("Челябинск-Стройиндустрия"). На спине - синий логотип "Бовид".
Сезон 2010/2011
На плечах остались малые логотипы клуба. На рукавах "Макфа" и "МегаФон". Впереди на свитере "Челябинский трубопрокатный завод", сзади - "ФОРТУМ" (челябинские энергетики, производитель тепла и электроэнергии) и "БОВИД".
В сезоне 2010/11 "Трактор" сыграл свой первый матч в ретро-форме против казанского "Ак Барса". Тогда за основу был взят дизайн, в котором команда становилась бронзовым призером чемпионата СССР в 1977 году.
Сезон 2011/2012
В самом начале сезона трагически погибли в авиакатастрофе хоккеисты ярославского "Локомотива", в знак траура все команды лиги нашили на левую сторону груди круглый шеврон с эмблемой "Локомотива" и датой гибели команды.
На груди свитеров в этом году появилась реклама "ГАЗПРОМБАНКа". Впереди остался "Челябинский трубопрокатный завод", на плечах логотипы "МАКФЫ", а ниже номера - "МегаФон". Сзади на свитере "ФОРТУМ" и "БОВИД". На шортах зеленые блоки "МегаФона" с сине-зеленым лого.
Любопытно, что на плечах размещались разные логотипы. На правом плече помещался логотип Челябинской макаронной фабрики "МАКFА", а на левом круглый лого агрофирмы "Ариант".
В феврале 2012 года в матче против "Спартака" "Трактор" сыграл в ретро-форме, созданной по мотивам спортивных свитеров 50-х годов. Воссоздать эту форму точно не представлялось возможным (не было достаточных фотоматериалов), поэтому форма создана примерно "в духе 50-х". Ни эмблемы, ни названия клуба на этой серо-голубой форме нет (т.к. в те годы челябинская команда действительно не имела на фуфайках отличительных знаков).
Но современная реклама на форме всё же осталась: и "МакFа", "Мегафон" и "ЧТПЗ" на плечах и рукавах, и "Газпромбанк" на груди, и "Фортум" и "Бовид" на спине.
***
использованы материалы официального сайта "Трактора" (а также фотоархивы "Спартака", ЦСКА и "АкБарса"), блога "Был такой хоккей" в сети "ВКонтакте", кадры телетрансляций. Спасибо также читателям канала, внесшим свои поправки: "Юнь", "С.Бубнов" и др.
***
Также см. на канале