Найти тему
Внутри антиутопии

Инфостиль — «яблоко раздора» филологов. Как я начала применять инфостиль на практике.

Я работаю копирайтером и интересуюсь актуальными новостями по своей профессии. Недавно на vc.ru прочла статью, критикующую инфостиль Максима Ильяхова. Это был длинный фолиант с объёмными примерами и объяснениями. Возможно, там и были какие-то здравые мысли, но докопаться до них я не смогла, да и времени не было погружаться в сложный текст. Получился парадокс: автор критикует инфостиль, но сам отчаянно в нём нуждается. Потому что цель инфостиля — чтобы автора прочли и поняли.

«Посол от князя Курбского» худ. В. Шварц
«Посол от князя Курбского» худ. В. Шварц

Что такое инфостиль

Сама я уже больше года постигаю инфостиль, и считаю, что мне ещё учиться и учиться. Но сейчас я попробую вкратце объяснить, что это такое и как работает на практике.

Инфостиль — это приёмы редактуры, которые помогают:

— авторам доносить мысли до читателей, управлять вниманием читателей и направлять к целевому действию.

— читателям легко ориентироваться в тексте, понимать его суть, делать правильные выводы.

Правила инфостиля охватывают выпуск статьи на всех уровнях: слово → предложение → абзац → текст → контекст → интерес → подача.

Удивительно, что у Ильяхова довольно много идеологических противников, и большая часть из них филологи.

— Как можно исключать из текста деепричастия? — возмущаются они. — Сам Достоевский учил писать с деепричастиями.

Уверена, что они просто не разобрались. Максим Ильяхов работает в коммерческой сфере. Он учит предпринимателей, как писать тексты, понятные людям. А современным людям чем проще, тем лучше. Ну не любит поколение 20-летних читать простыни на 10 страниц с предложениями на страницу, как у Толстого.

Коммерческий текст должен продавать. А продавать он будет, когда объяснит пользу товара и донесёт её без искажений в мозг покупателя. Максим Ильяхов учит, как преподнести свойства товара в мире читателя, правильно составить и структурировать текст, почистить его от лишнего мусора, усилить иллюстрациями, цифрами, цитатами и т.д.

При этом он не претендует на уникальность метода и обговаривает, что художественные и научные тексты под него не попадают.

Наиболее подробно об инфостиле можно прочитать в книгах.

«Пиши, сокращай» — рассказывает о приёмах редактуры на уровне текста:

«Ясно, понятно» — рассказывает о том, как сделать, чтобы вашу статью увидели среди множества других, открыли и поняли её главные мысли с первого взгляда.

Также много практических советов, видео, статей можно найти в блоге Максима Ильяхова, на его Ютубе, в Телеграм-канале, ВКонтакте.

Как применяю инфостиль на практике

Я впервые познакомилась с инфостилем, когда прочла в 2022 году книгу М. Ильяхова «Пиши, сокращай». Изначально слово «инфостиль» насторожило, но, к счастью, никакой секты и инфоцыганства я здесь не нашла. Уже во время чтения книги я начала пользоваться сервисом Главред, а затем понемногу стала внедрять и другие элементы инфостиля в текст.

Главред. Мой практический путь начался с Главреда, который подсвечивает в тексте стоп-слова. Это слова, которые можно удалить из текста без потери смысла. Ильяхов объединяет их в несколько основных групп:

-2

Считается, что текст прошел проверку по Главреду, если набрал больше семи баллов. Сейчас я с первого раза пишу на 8–8,7 баллов. В самом начале было от 7,5 баллов. И ещё: Главред может ошибаться. Это не панацея, а лишь инструмент, показывающий, на какие слова в тексте стоит обратить внимание.

Структура статьи. Бесполезно чистить текст от стоп-слов, если читатель испугается сплошной «простыни» текста и не станет читать. Статьи я разбивала подзаголовками и до Ильяхова, но не всегда логично. Кроме того, часто подзаголовки спорили с названием и друг с другом, не совсем соответствовали тексту. Например, подзаголовок говорил об одном, но в тексте я могла уйти в сторону и затронуть другую тему. Сейчас я стараюсь делать так, чтобы подзаголовки раскрывали название и даже составляли свой мини-рассказ.

Иллюстрации. Да, инфостиль учит и подбору иллюстраций. Картинки Ильяхов разделяет на четыре порядка:

1. О главном, буквальные.

2. О главном, метафорические.

3. О косвенном, буквальные.

4. О косвенном, метафорические

Например, иллюстрация с табличкой выше — первого порядка, а иллюстрация с картиной Шварца — второго порядка. А вот если бы я вставила в статью фотографию книги «Пиши, сокращай», то это была бы иллюстрация третьего порядка. А если котика (все же любят котиков!) на книге с неразборчивым названием — то четвёртого. Естественно, иллюстрации из четвёртой группы — самые бесполезные.

Фактчекинг. Проверка каждого предложения на соответствие действительности. Казалось бы, чего проще? Но у меня до сих пор возникают сложности. Я пишу статьи со слов других людей. Где-то я могу недопонять, где-то мне не полностью объяснили, и я додумала сама то, что мне кажется «очевидным». Но часто именно это «очевидное» оказывается ошибочным. Поэтому проверяю сама, а также прошу проверить за собой тех, кто мне поведал информацию.

Польза. Это вообще краеугольный камень инфостиля, потому что в первую очередь инфостиль — это о пользе статьи для читателя. Я пишу его на последнем месте в своем списке, потому что это один из самых сложных элементов, которые я лишь недавно начала постигать.

Например, мы разработали новый сайт. Программист рассказывает о том, какие они модули поменяли, что дизайн новый нарисовали, что корзина немного изменилась внутри.

«Ну хорошо, а какую пользу из этого извлечёт читатель?», — думаю я. — «Станет ли ему удобнее выбирать товары, прибавились ли новые способы оплаты, легче ли ему активировать промокод?» И уже рассортировав все изменения на сайте по категориям пользы для читателей, я могу выстраивать структуру статьи.

Результаты внедрения инфостиля

Итак, я нашла логически обоснованные приёмы редактуры и систему, которая наконец-то:

— привела в порядок мои знания по копирайтингу,

— отсеяла информационный мусор, который я до этого где-то читала (типа «100500 способов написать привлекательный заголовок»),

— заставила думать в мире читателя, искать пользу для него,

— дала понятие о логике и структуре текстов,

— ну и бонусом помогла разобраться с типографскими кавычками и тире.

Я продолжаю знакомство с этой системой редактуры, прохожу сейчас обучение по курсу «Сильный текст в соцсетях» и записалась на подготовительные курсы в Школу редакторов, где отучилась уже две недели из трёх. О них ещё будет отдельный отзыв, но сразу скажу, тесты очень трудные. Я надеялась, что сдам их, как отличница, на 100 баллов из 100, но результаты не радуют. 85 баллов за первую неделю и 75 баллов за вторую. Возможно, моё кунг-фу пока ещё не так сильно, чтобы поступать в эту Школу.

Спасибо, что дочитали эту статью, надеюсь, она была вам полезна. Меня зовут Екатерина, я пишу на этом канале отзывы на книги, на пройденное обучение по копирайтингу и редактуре. Если интересно, подписывайтесь. Буду чаще мелькать в ленте)