Доступная среда – это среда жизнедеятельности людей, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих у лиц с инвалидностью, и позволяющая им вести независимый образ жизни.
Федеральным законом от 3 мая 2012 года № 46-ФЗ Российской Федерацией ратифицирована Конвенция ООН о правах лиц с инвалидностью, которая подлежит обязательному применению. Конвенцией они наделены возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни. С момента ратификации Россия обязана принять надлежащие меры для обеспечения их доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.
В марта 2019 года Постановлением Правительства РФ № 363 была утверждена государственная программа «Доступная среда», которая направлена на создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции лиц с инвалидностью в общество и повышению уровня их жизни.
Какая ответственность грозит за нарушение прав лиц с инвалидностью❓
Граждане и должностные лица, виновные в нарушении прав и свобод инвалидов, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовых форм должны обеспечивать:
📍условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;
📍условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации;
📍возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;
📍сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;
📍надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;
📍дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;
📍допуск на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур собаки-проводника при наличии определенных документов;
📍оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.
Уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур повлечет штраф по ст. 9.13 КоАП РФ.
А споры по вопросам установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации, абилитации инвалидов, предоставления конкретных мер социальной защиты, а также споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке.
Что говорит судебная практика❓
Обской городской суд Новосибирской области удовлетворил иск новосибирского транспортного прокурора к авиакомпании «Сибирь» («S7») и обязал изменить правила перевозки незрячих пассажиров с собаками-проводниками.
Согласно решению, по правилам воздушных перевозок компании, пассажир имеет право выбрать определенное место по своему желанию. Однако незрячим пассажирам с собакой-проводником предоставляются лишь места в конце салона.
Прокуратура увидела в этом нарушение прав маломобильных граждан и направила в адрес компании протест с требованием привести правила в соответствие с законом. Но позицию прокуратуры проигнировали, после чего надзорное ведомство обратилось в суд.
В суде ответчик заявил, что спорные ограничения не снижают качество обслуживания пассажиров и не нарушают требования законодательства.
Федеральные авиационные правила предусматривают, что незрячий человек с собакой должен согласовывать перелет с авиакомпанией. В S7 не считают правило дискриминационным, оно продиктовано требованиями безопасности, а именно:
📍запретом самостоятельно выбирать место у аварийных выходов;
📍доступом к основному эвакуационному выходу, расположенному в конце салона;
📍возможностью оперативно получить помощь бортпроводников в экстренных ситуациях;
📍исключением ситуаций, когда из-за аллергии на шерсть собак другие пассажиры могут пострадать.
Однако суд счел доводы компании несостоятельными. Фемида посчитала, что, самостоятельно определяя нахождение такого пассажира во время полета, компания лишает лиц с инвалидностью права воспользоваться дополнительной услугой по выбору места и нарушает право на «равное с другими гражданами участие в жизни общества».
Подписывайтесь на наши социальные сети и поддержите нашу работу!