Ровно 110 лет назад типография Министерства путей сообщения выпустила издание Управления внутренних водных путей и шоссейных дорог – «Инструкции для исследования водных путей».
Один из экземпляров инструкции хранится в научной библиотеке Енисейского музея-заповедника. В книге рассматриваются виды работ, применяемые при исследованиях малых водных объектов – рек, озер, водохранилищ, а также изложены методы изучения их физико-географических и гидрологических свойств.
Эта необычная инструкция – учебное пособие, которое включает в себя несколько частей. Первая часть состоит из более чем 300 страниц и 12 глав. Книга знакомит с порядком сбора статистических и экономических сведений при исследованиях внутренних водных путей, подробными практическими указаниями для геологических исследований и наблюдений за атмосферными осадками, особенностями кабинетных и полевых работ при подробных и облегченных исследованиях рек, озер и водоразделов, а также особыми указаниями, например, для наблюдений на водомерных постах.
В конце XIX – начале XX века в Институте инженеров путей сообщения Российской империи сформировалась крупная научная школа в области гидротехнического строительства водных путей и портов, создавались навигационно-описные комиссии, издавались атласы рек, лоцманские карты, записки, «Материалы для описания русских рек и истории улучшения их судоходных условий».
«Инструкции для исследования водных путей» публиковались с целью подготовки квалифицированных специалистов, способных проводить гидрографическое изучение водоемов. Оно предусматривало выполнение комплекса изыскательских и исследовательских работ по изучению водных путей, а также создание и использование картографических изображений.
Внутренние водные пути сообщения в течение многих веков занимали ведущее место в экономической жизни России. Этому способствовали наличие разветвленной речной сети, обширная территория и слабое развитие средств наземного транспорта. В некоторых регионах Севера, Сибири и Дальнего Востока доставка грузов осуществляется исключительно водным транспортом и на сегодняшний день.