Однажды, когда я была маленькой, мама стригла мне ногти на ногах, и я испытывала от этого какой-то дискомфорт, и ныла. И тут мама рассказала мне впервые историю Зои Космодемьянской, которую «вообще немцы босиком по снегу водили». Очень тогда тяжелое впечатление произвело, потом я даже рисовала рисунки на тему казни Зои, почему-то изображая ее в красивой ночной рубашке (в голове все смешалось, и казалось, что ее с постели взяли) и красной кепке. И моя мама ведь не была советской особо, а все равно в ней такие примеры засели.
А когда я шла к стоматологу (а детям тогда лечили зубы без обезболивания, прекрасная советская медицина), я подбадривала себя примером пионеров - героев, ведь терпели же они всякие. Книжка про пионеров- героев была прочитана не один раз. И… даже возникала наивная мысль, что ...могу повторить, но потом одергивала себя, я же так боюсь боли.
Детям часто говорили «Терпи, казак, атаманом будешь». И девочкам тоже.
Надо было многое терпеть. В частности, при посещении тех же врачей.
Пример Александра Матросова, закрывшего собой амбразуру, четко входил в сознание. И много было, такого...красивого и жестокого.
До сих пор, слыша про окунание на Крещение, я вспоминаю генерала Карбышева. То есть все примеры очень ярко откладывались в тогдашнем сознании.
И гибель пионеров-героев и их мучения воспринимался в русле «Так надо, а как иначе».
И это все не только про терпение. Помните фильм «Чучело», где Кнопка спрашивает Шмакову: «Ты читала книгу «Предателем становятся только один раз»? Жесткость этой юной героини отчасти подкреплена такими героическими примерами.
И мне было в этом смысле особой разницы между мальчиками и девочками.
А потом наступила другая эпоха, когда героев развенчивали, сочиняли про них анекдоты. Зачастую, зря. Но меня бы, конечно, не вдохновили бы подобные примеры для воспитания сына.