Прошел 2023 год, начался следующий – 2024 год. На сайтах Петростата, Росстата, ЦБ РФ появились отчетные данные за январь – ноябрь 2023 года. Итоги 11 месяцев 2023 года могут рассматриваться как ожидаемое выполнение за год в целом за 12 месяцев. Это позволяет оценить, как положительные тенденции в развитии экономики города, так и негативные. Можно предположить, что положительные итоги будут оценены в полной мере со стороны государственных органов управления. Хорошие экономические итоги можно рассматривать как результат хорошей работы законодательных и исполнительных органов государственного управления в городе. В силу этого в данной статье будет предпринята попытка проанализировать только негативные тенденции, сформировавшиеся в экономике города в прошедшие годы.
Для выбора критерия отнесения экономических тенденций к негативным целесообразно использовать Указ Президента РФ о национальных целях развития России до 2030 года от 21 июля 2020 года №474. Если выявленные тенденции в экономике города не создают предпосылок для достижения целей ее развития, то такие тенденции будем относить к негативным. Краткий перечень национальных целей и задач, утвержденных в Указе на период до 2030 года, может выглядеть следующим образом:
Ø осуществление прорывного развития Российской Федерации.
Ø увеличения численности населения страны.
Ø повышения уровня жизни граждан.
Ø обеспечение присутствия Российской Федерации в числе десяти ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок.
Ø улучшение жилищных условий.
Ø обеспечение темпа роста валового внутреннего продукта страны выше среднемирового при сохранении макроэкономической стабильности.
Ø обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции.
Ø реальный рост инвестиций в основной капитал не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года.
При выделении краткого перечня национальных целей и задач учитывалось наличие необходимых статистических данных в региональном разрезе.
О прорывном развитии.
Официальные данные, которые могли бы характеризовать научно – технологический прорыв отсутствуют, как по формулировке количественных целей, так и по отчетным показателям. В связи с этим позволим себе некоторые субъективные рассуждения на эту тему. Конкретно, можно предположить, что прорывное развитие предполагает количественный и качественный скачок в научно – технологическом развитии. Можно исходить из того, что прорывное развитие превышает обычные темпы развития в 2 и более раз. Если обычные темпы развития принять в диапазоне до 5% в год, то прорыв должен характеризоваться темпами роста в 10 и более процентов в год. При этом прорыв должен быть осуществлен в высокотехнологичном и наукоёмком секторах экономики. Это должны быть виды экономической деятельности в нанотехнологиях, в биотехнологиях, в информационных технологиях, в медицинских технологиях, в робототехнике и так далее. Более подробно прорывные технологии описаны в трудах академика С.Ю. Глазьева о новом технологическом укладе.
Необходимо отметить, что постановка задачи по осуществлению прорывного научно – технологического развития в явном виде вообще отсутствует как таковая в материалах правительства Петербурга. Отдельные прорывные направления изложены в стратегии социально – экономического развития Петербурга на период до 2035 года. В проектах Петербурга, разработанных на основе национальных проектов России, задача по осуществлению прорывного развития полностью отсутствует. Хотя необходимость и возможность прорывных направлений имеется.
Например, можно было бы решить проблему города, заключающуюся в коммунальном заселении. Эта проблема существует еще с царских времен. В 2010 году состояло на учете для расселения 119 тыс. семей, в 2022 году – 54 тыс. семей. Проблема решается, но очень медленно. При этом ежегодно вводятся в эксплуатацию более 70 тыс. квартир. Но это коммерческое жилье. Не всем оно по карману. Правительство города могло бы строить или закупать по 7-8 тыс. квартир в год, сдать их в социальную аренду и решить проблему коммунального заселения к 2030 году. При этом можно было бы решить и такие проблемы как проживание в ветхом и аварийном фонде - осталось расселить всего 100 семей, в общежитиях проживает еще 900 семей.
В коммунальном хозяйстве города весьма велико количество рабочих мест, требующих невысокой квалификации. Лопаты, метлы и тряпки все еще применяются для уборки города. Возникает дефицит местных работников, власти привлекают мигрантов. Можно предположить, что это тупиковый путь. Не престижные ручные работы являются не престижными как для местных жителей, так и для мигрантов. Это создает предпосылки для возможного обострения социальной напряженности. Это также противоречит курсу Президента РФ на формирование в Российской Федерации высокотехнологичной экономики и высокотехнологичного общества. Это является также фактором, сдерживающим экономический рост в городе путем пересылки заработанных средств в другие страны и увеличению в них платежеспособного спроса. Можно предположить, что эту проблему необходимо решать разработкой и производством роботов. Именно они должны чистить снег, убирать лед и сосульки, подметать, мыть лестницы, убирать мусор и так далее. Более подробно предложения для обсуждения изложены в моей предыдущей статье по промышленной политике города. Пока город делает ставку только на механизацию коммунальных работ и на мигрантов.
Еще один негативный прорыв произошел в темпе роста валового регионального продукта (ВРП). Президент России неоднократно ставил задачу по превышению темпов роста ВРП относительно мировых темпов роста этого показателя. Можно приблизительно оценить среднемировые темпы развития на уровне 3-5% в год. Что мы видим в экономике Петербурга? В 2018 году темп ВРП составил 103,4%, в 2019 году – 101,8%, в 2020 году – 97,5%. И вдруг в 2021 году темп составил 120% по отношению к предыдущему году. Если подходить строго по форме, то это настоящий прорыв в развитии экономики города. Как любят часто говорить: Индия и Китай нервно курят в сторонке. А если подходить по существу, то этот высокий темп произошел по простой причине регистрации в городе крупной оптовой торговой организации и не связан с развитием в городе реальной экономики, расположенной именно на территории города. Более подробно я писал об этом в одной из статей. Еще один негативный момент – доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВРП сократилась с 32% в 2020 году до 21% в 2021 году.
В итоге можно сказать, что прорывное развитие города маловероятно, так как такая целевая установка в явном виде даже не присутствует в документах городского правительства.
Об объеме научных исследований и разработок.
Ряд негативных тенденций наметился в научных исследованиях и разработках Петербурга. Снижается численность работников, занятых в этом виде экономической деятельности, при этом процесс снижения начался еще с 2011 года. Тогда численность работников насчитывала 81 тыс. человек, далее процесс сокращения продолжался по каждому году, в 2020 году численность составила 75,5 тыс. человек, в 2021 году – 70,5 тыс., в 2022 году незначительный рост – 70,6 тыс. человек. Численность высококвалифицированных работников науки также сокращается. Численность докторов наук сократилась с 2,4 тыс. человек в 2021 году до 2,3 тыс. в 2022 году, численность кандидатов наук снизилась соответственно с 7,6 тыс. человек до 7,4 тыс. Рост оборота организаций научных исследований и разработок за январь – ноябрь 2023 года составил всего лишь 101,8% и снизился по отношению к соответствующему периоду 2022 года (было 117% за январь – ноябрь 2022 года). В городе не реализуется проекты типа мегасайенс, хотя даже в Ленинградской области такой проект имеется.
В итоге можно предположить, что пока не создаются предпосылки для выполнения Указа Президента по обеспечению присутствия Российской Федерации в числе десяти ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок.
Об инвестициях.
Согласно национальным целям развития РФ, темпы роста инвестиций в течение 2021-2030 годов в среднем должны составлять не менее 5,4% в год. Это следует из формулировки Указа Президента РФ, согласно которой реальный рост инвестиций должен составить не менее 70% по сравнению с показателем 2020 г. Рассмотрим сложившуюся динамику инвестиций за последние годы. В 2021 году изменение инвестиций по полному кругу организаций составило в 2021 году 109,1%, в 2022 году – 94,9%, в январе – сентябре 2023 года – 110,7%. Средний темп, если показатели сложить и разделить на 3, будет 104,9%. Пока меньше, чем 105,4%. Посмотрим, что будет по итогам 2023 года. При этом треть основных фондов в городе полностью изношена, а в промышленности вообще более половины.
Теперь рассмотрим такой важнейший показатель инвестиций как норма накопления. Этот показатель характеризует отношение инвестиций в основной капитал к валовому региональному продукту. Норма накопления является одним из важнейших макроэкономических показателей. Чем больше этот показатель, тем больше темпы экономического роста. Например, в Китае это отношение превышает 40%, в Индии – выше 35%. Низкая норма накопления создает предпосылки для низких темпов экономического развития города в среднесрочной перспективе. В Петербурге в 2020 году норма накопления была равна 14,4%, в 2021 году – 9,5%. Это низкий уровень номы накопления и при этом этот низкий уровень имеет тенденцию к снижению.
Имеется и ряд других негативных тенденций в структуре инвестиций. Если в 2015 году удельный вес собственных и привлеченных инвестиций был равен (50% и 50%), то к 2022 году удельный вес собственных инвестиций год возрос до 62%, а в январе – сентябре 2023 года он составил уже 63%. В составе привлеченных средств удельный вес кредитов банков достаточно мал и составил в 2020 году 8%, в 2021 году – 7%, в 2022 году – 9%, в январе сентябре 2023 года 10%. При этом прибыль банков возросла с 84 млрд. рублей в 2020 году до 282 млрд. 2021 году: более, чем в 3(!) раза. После этого ЦБ РФ исключил этот показатель из регионального раздела статистического сборника.
Все это пока не создает предпосылок для обеспечения высокого экономического роста на основе инвестиций и достижения технологического лидерства на этой основе.
Об увеличении численности населения.
Рассмотрим показатели численности населения Петербурга. Численность населения на начало 2023 года составила 5, 6 млн. человек и несколько сократилась по отношению к предыдущему году – 99,9%. В предыдущие годы численность возрастала в пределах до 1% в год. Рассмотрим динамику показателей естественного и миграционного прироста населения. Сначала о естественном приросте. Начиная с 2020 года наметилась крайне тревожная тенденция превышения уровня смертности по отношению к уровню рождаемости: в 2020 году убыль составила 17,9 тыс. человек, в 2021 году – 30,7 тыс., в 2022 году – 14,4 тыс. Иными словами, имеет место не естественный прирост населения, а естественная убыль населения. Смертность превышает рождаемость. Хотя эту убыль лучше всего обозначить как крайне тревожную, а не естественную. Суммарный коэффициент рождаемости снижался с 1,63 в 2016 году до 1,28 в 2022 году. Вот как этот показатель описывается в Росстате -суммарный коэффициент рождаемости показывает, сколько в среднем детей родила бы одна женщина на протяжении всего репродуктивного периода (15-49 лет) при сохранении в каждом возрасте уровня рождаемости того года, для которого вычислены возрастные коэффициенты. Для обеспечения простого воспроизводства населения данный коэффициент должен иметь значение не менее 2,14–2,17. Если рассматривать динамику рождаемости и смертности с 2000 года, то явно прослеживаются следующие тенденции. Рождаемость возрастала с 32 тыс. человек в 2000 году до 72 тыс. в 2016 году, можно предположить, что это был период улучшения качества жизни в городе. После этого наметилась тенденция снижения рождаемости до 50 тыс. в 2022 году. Примерно за этот же период смертность снизилась с 76 тыс. человек в 2000 году до 60 тыс. в 2019 году. В последующие годы смертность начала резко возрастать и составила 84 тыс. в 2021 году и 65 тыс. в 2022 году.
Эта крайне тревожная тенденция свидетельствует об ухудшении качества жизни в городе начиная с 2019 года и по настоящее время. В свою очередь это прямо противоречит официальным показателям роста уровня жизни горожан.
А вот миграционный прирост является именно приростом: в 2020 году он составил 4,2 тыс. человек, в 2021 году – 23,9тыс., в 2021 году – 6,5 тыс. Именно за счет миграционного прироста удавалось обеспечить прирост численности населения в предыдущие годы. Это позволяет заполнить рабочие места, требующие ручного труда и сравнительно низкой квалификации в экономике города. По этому пути идут городские власти. Но на этом пути возникают проблемы. Первая – это политическая, мигранты могут создать предпосылки для обострения социальной напряженности в городе на основе межнациональных конфликтов. Они перехватывают управление в городе через свои национальные общины, вносят свой вклад в рост преступности. Если это будет стимулироваться так называемыми недружественными странами, вполне возможен очередной майдан, но уже в Петербурге. Вторая – это экономическая проблема. Заработанные в городе средства мигранты направляют в свои страны своим семьям. Этим они снижают платежеспособный спрос в городе и увеличивают платежеспособный спрос в своих странах. Все это ведет к снижению экономического роста в городе и к соответствующему росту в зарубежных странах. Возникает вопрос: что делать?
В советское время также была проблема нехватки рабочих кадров, она решалась строительством большого количества профессионально – технических училищ и завозом своей молодежи из регионов Северо – Запада. Что можно предложить для обсуждения в настоящее время? Где остались наши кадры сейчас? Первое – это необходимо проанализировать наличие свободных рабочих кадров на Северо – Западе страны. Если они имеются, то нужно строить (или покупать) социальное жилье и отдавать его в распоряжение предприятий и организаций для заполнения вакансий. Для размещения этих работников необходимо строить не просто общежития, а обычные дома. Каждому одинокому работнику необходимо предоставлять служебную комнату, каждой семье – служебную квартиру. Второе – это анализ свободных кадров в бывших республиках Советского Союза. Многие из русских жителей этих государств подвергаются гонениям и могут воспользоваться возможностью переезда в наш город.
Но это тактический вариант решения проблемы нехватки кадров. Стратегическое направление – это переход на роботизацию всех ручных работ. Необходимо создание специальной компании, осуществляющей научные и проектные разработки, а также изготовление необходимого оборудования.
О повышении уровня жизни граждан.
В статистических данных Петростата имеется достаточно большое количество показателей, характеризующих уровень жизни жителей города. Один из важнейших – это изменение реальных денежных доходов населения. В соответствии официальными данными в этом направлении все более-менее хорошо: в 2020 году рост реальных доходов составил 100,8%, в 2021 году – 109,8%, в 2022 году – 100,5, за январь – сентябрь 2023 года – 104,3%. Какой вывод можно сделать из анализа этих показателей? С одной стороны, жить становится лучше по официальным данным. С другой стороны – почему также по официальным данным рожать стали при этом меньше, а умирать – больше? Может быть нужно улучшать методику расчета показателей реальных доходов?
Рассмотрим, как распределяются доходы среди населения, как соотносятся доходы 10% наиболее и 10% наименее обеспеченных жителей города. В 2019 году доходы наиболее обеспеченных граждан превышали доходы наименее обеспеченных (децильный коэффициент) в 14,8 раза, в 2021 году – в 14,4 раза, в 2022 году – в 15,1 раза. Насколько справедливо такое большое неравенство в доходах? Что пишут специалисты в Интернете по этому вопросу? В развитых странах Западной Европы это соотношение не превышает 5 - 7 раз. Например, самое низкое значение коэффициента в Дании, Швеции и Финляндии: на уровне 3 – 4 раза. При превышении этого показателя создаются условия для возникновения угрозы обострения социальной напряженности в обществе. По сведениям из Интернета в Англии при превышении децильного коэффициента более 10 раз созывается внеочередное заседание парламента. По рекомендации ООН децильный коэффициент не должен превышать значения 9-10. Социальное неравенство создает предпосылки для разделения общества на сверхбогатых и бедных. А это ведет к возможному обострению социальной напряженности, что особенно недопустимо в условиях проведения СВО. Странны Запада исторически давно следуют управленческому принципу: разделяй и властвуй. Социальное неравенство способствует реализации этого лозунга в нашем городе.
В городе проживает около 1,5 млн. пенсионеров, это примерно третья часть населения. Реальный размер пенсии у них практически не растет, а иногда и снижается: в 2020 году реальный рост пенсий составил 100,4%, в 2021 году – 97,8%, в 2022 году – 101,6%. Это также негативно влияет на уровень жизни этой большой категории населения.
Есть еще один важный критерий уровня жизни населения, который не используется в официальной статистике Петростата, но реально влияет на условия жизни горожан – это задолженность по кредитам, предоставленным физическим лицам – резидентам в рублях и валюте. Но этот показатель содержится в статистическом сборнике ЦБ РФ. Анализ динамики этого показателя позволяет сделать вывод – это настоящий прорыв. В 2010 году задолженность составляла 219 млрд. рублей, а в 2020 году она возросла до 1098 млрд. – в 5 раз. В ноябре 2023 года задолженность составила 1811 млрд. рублей и возросла по отношению к 2020 году в 1,6 раза. Вот ответ на известный вопрос из известного фильма – за чей счет банкет? В том числе - за счет кредитов.
Некоторые эксперты считают, что опасным порогом для кредитования является объем задолженности не более 10% от ВВП. В Петербурге в 2021 году объем ВРП составил 9,4 триллиона рублей, 10% от этой величины составляют 940 млрд. рублей. Следовательно, опасный порог для объема кредитной задолженности превышен почти в 2 раза. При этом в расчете использован официальный объем ВРП с учетом виртуальной добавки по оптовой торговле. Без нее объем ВРП составил бы порядка 5 трлн. рублей, а 10% составили бы только 500 млрд. рублей. В городе порядка 3 млн. человек – это избиратели, которые в принципе могут кредитоваться. Разделим объем задолженности на количество потенциальных заемщиков, получим, что на одного потенциального заемщика приходится кредитная задолженность в сумме свыше 600 тыс. рублей. Необходимо отметить, что пока объем просроченной задолженности растет не очень быстро: в 2021 году она составила 37 млрд. рублей, в 2022 году – 39,6 млрд., в ноябре 2023 года – 42,5 млрд.
Большую часть кредитной задолженности населения составляют ипотечные жилищные кредиты. В ноябре 2023 года они составили 1089 млрд. рублей, 60% от общей задолженности. Средневзвешенный срок кредитования – 306 месяцев (25 лет), средневзвешенная ставка – 7,68%. Но пока количество ипотечных кредитных заемщиков сравнительно мало – выдано 8 тыс. кредитов. Для этих заемщиков выплата по кредитам в течение 25 лет – это кредитная кабала на 25 лет. Возможны болезни, утрата работы, банкротства и прочие неприятности. Для предотвращения возможных социальных обострений в таких случаях городу целесообразно иметь свободное социальное жилье, например, для переселения многодетных семей.
Еще одна негативная тенденция – это то, что скорость роста задолженности по кредитам выше, чем скорость роста доходов населения. Реальные денежные доходы населения в 2020 году возросли на 0,8%, а задолженность населения – на 14%, в 2021 году соотношение составило 9,8% и 26% соответственно, в 2022 году – 0,5% и 10%.
Еще один фактор, влияющий на уровень жизни горожан – это рост цен. В первую очередь – это индекс потребительских цен. Индекс потребительских цен на товары и услуги (ИПЦ) характеризует изменение во времени общего уровня цен и тарифов на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. В 2020 году ИПЦ составил 104,7%, в 2021 году – 108,7%, в 2022 году – 111,5%, в 2023 году – 106,8%. Из сопоставления показателей видно, что в 2020- 2022 году ИПЦ последовательно возрастал и достиг очень высоких значений, а в 2023 году произошло некоторое снижение показателя. Не будем говорить о причинах этой динамики: это и экономические санкции, это и курс доллара, это и ключевая ставка ЦБ РФ, и ряд других причин. Вывод один – любой рост ИПЦ создает предпосылки для снижения уровня жизни населения. Целесообразно рассмотреть еще один раздел цен – это цены и тарифы в жилищно – коммунальном хозяйстве. Они имеют свойство также постоянно повышаться и это также ухудшает условия жизни в городе. Причем в ряде случаев могут очень сильно повышаться. Например, стоимость найма жилья возросла в 2022 году в 3,4 раза, взносы на капитальный ремонт в 2021 году – на 34%. Но отличие этих цен от других – это то, что в ряде случаев это цены монопольных организаций и при этом они регулируются правительством города. В связи с этим целесообразно рассмотреть такой показатель их деятельности как прибыль. Может быть и вправду эти организации на грани банкротства, чего допускать совершенно невозможно. Рассмотрим, например, динамику прибыли организаций в производстве, передаче и распределении электроэнергии. В 2020 году объем прибыли составил 28 млрд. рублей, в 2021 году 41 млрд., в 2022 году – 40 млрд., в октябре 2023 года – 63 млрд. рублей против 34 млрд. в октябре 2022 года – рост 1,9 раза. Второй пример – прибыль организаций по обеспечению электрической энергией, газом, паром и кондиционированием воздуха. В 2020 году объем прибыли составил 35 млрд. рублей, в 2021 году 48 млрд., в 2022 году – 53 млрд., в октябре 2023 года – 72 млрд. рублей против 42 млрд. в октябре 2022 года – рост 1,7 раза. Что можно предложить для сдерживания цен в ЖКХ? Может быть сдерживать рост цен в организациях – поставщиках этих услуг, не допуская их опережающего роста? Может быть постепенно выкупать их и развивать за счет бюджета города, учитывая их огромное влияние на жизнедеятельность города и уровень жизни горожан.
Краткие выводы.
Какие выводы можно сделать из предложенного выше анализа? Первое – это то, что для выполнения Указа Президента РФ о национальных целях развития России до 2030 года от 21 июля 2020 года №474 необходимо еще очень многое сделать. Второе – направления дальнейших работ в данной статье определены. Третье – предложения по дальнейшей работе, изложенные в данной статье, являются только основой для дальнейшего обсуждения с бизнесом города. Четвертое – время для решения проблем еще есть (до 2030 года).