Основная цель оценки рынка - оценить потенциал бизнеса. Определив размер рынка мы сможем понять, сколько потенциальные покупатели будут платить компании в год.
На мой взгляд, самая простая оценка: TAM-SAM-SOM
TAM - Total addressable market. Это доля всех денег, которые можно заработать в конкретной сфере. Все люди и компании у которых есть потребность в вашем продукте.
SAM - serviceable addressable market. Достижимый рынок. Те из них, у которых есть условия для покупки и доп факторы. Например, ваше производство находится в каком-то регионе и вы сбываете продукцию только локально.
SOM - serviceable obtainable market. Оценивается на горизонте 3-5 лет. Тот рынок который действительно можно завоевать. Та часть людей которые купят у вас, исходя из ограничительных условий. Например, вы производите строго ограниченное количество продукции, не смотря на больший объём рынка.
Для чего нужно понимать рынок и его размер?
- Есть ли там деньги? (можно ли монетизировать продукт)
- Достаточно ли там денег?
- Сколько компания реалистично может заработать в обозримом будущем? При текущем продукте и бизнес модели.
Методы оценки рынка:
- External research (доверится аналитику рынка) - наименее полезно, потому что неизвестно как посчитано.
- Top Down (от общего к частному) - Сделать прикидку на основе общих макроэкономических данных и статистик. Отрезать всё лишнее. (географию, ниши и тд)
- Bottom up (от частного к общему) - Экстраполяция от внутренних данных или данных локального рынка. Считается более точным за счёт качества данных.
- Value theory (оценка ценности) - Полезен для новых продуктов\рынков. Оценивает потенциальную дополнительную пользу продукта и через неё прогнозирует будущую выручку.
Большинство стартапов на этапе создания продукта не учитывают тот факт, что рынок может быть уже перегрет и занят крупными игроками, которых очень сложно сдвинуть. Однако, если вы создаёте инновационный продукт, то сможете сами сформировать тренд на новый рынок.
В моём телеграмм канале https://t.me/ugolokaira вы увидите дополнительный полезный материал, который я не публикую в других медиа каналах.