Твой враг в пыли
Жалок и слаб,
Загнанный зверь,
Раненый раб.
Еще секунда и скажет «Убей!»
Перст императора.
Святой судьбе
Не прекословь!
Воет толпа,
Чувствует кровь,
Не стоит скорби
Ни жен, ни друзей.
Жизнь гладиатора –
Колизей!
Практически любой фильм про гладиаторов начинается с того, как добрый хозяин с целью вознаградить одного из них за победу предлагает воину прекрасную рабыню. Я плохо помню «Спартака» Джованьоли, потому что читал эту книгу еще более двадцати лет назад, но пример, кажется, подал еще итальянец. К тех пор это стало популярным кино-штампом.
А как все было на самом деле? Разрешалось ли гладиаторам проводить ночи с рабынями хоть иногда?
Ну, во-первых, гладиаторы занимали очень странное место в римском рабовладельческом обществе, и их статус очень отличался от положения других говорящих орудий. Самые успешные из них имели немало привилегий, свободно ходили по городу и могли искать приключения на свои причиндалы.
Во-вторых, квириты имели своеобразные представления о телесной близости, которые сильно отличались от наших, выросших на иудео-христианских принципах. Частный пример таких отличий: про Цезаря говорили, что он мужчина каждой женщины и женщина каждого мужчины. Но осуждали не то, что осудили бы мы, по римским понятиям постыдным было то, что в первом случае ему не хватало самодисциплины, а во втором он был снизу. Поэтому какой-нибудь высокопоставленный римлянин воспринял бы контакт к гладиатором, как демонстрацию своего природного превосходства и гладиаторского раболепия.
Теперь ближе к теме. Гладиаторы и артисты всех мастей (актеры, танцоры) были рабами, т.е., низшими из низших. Они автоматически считались подвергнутыми инфамии – бесчестию, при котором даже полноправный гражданин лишался большей части своих прав. Таким людям нечего было терять, и торговля телом для них считалась обычным делом.
Предполагалось, что все они должны беспрекословно лечь под того и в то время, когда им укажет хозяин. В результате даже для свободных артистов и тех, кто продал себя в гладиаторы, удовлетворение нужд страждущих считалась частью их должностных обязанностей. Многие владельцы, по всей видимости, могли сдать свое имущество в аренду в бордель. По крайне мере, мы знаем, что при продаже рабов прежний владелец мог прописать в договоре, что их не обяжут торговать своим телом. А значит, противное было очень распространено.
Римляне относились к невольникам, как к домашнему скоту. И вполне вероятна такая ситуация, что гладиатора могли свести с рабыней, чтобы получить от нее сильное и крепкое потомство. И это еще не предел воображения, поскольку раба любого пола хозяин мог использовать для своего удовлетворения, как он того хотел.
Тем не менее, гладиаторские бои были шоу, и физическая привлекательность бойцов являлась важной частью этого шоу – пот гладиаторов даже продавался, как афродизиак. Поэтому у лучших гладиаторов было множество свободных поклонниц, и они даже могли не обращать внимания на рабынь. Некоторых из них сдавали в аренду настоящим хозяйкам вечного города.
Ювенал написал сатиру о благородной женщине, которая оставила свою семью и бросила роскошный образ жизни, чтобы быть вместе с гладиатором. Полибий говорил об освобожденном гладиаторе, который был покрыт шрамами и не имел одного глаза, лишился части уха и нескольких пальцев. Тем не менее, под него падали женщины, потому, что он был герой.
Бойцы поплоше тоже имели достаточно внимания и свободы. Если это были не осужденные преступники, которые сражались с целью наказания, то они могли присмотреть себе ненаглядную прямо внутри гладиаторской школы. Они не считались женатыми согласно римскому праву, но наличие подруги и детей позволяло хозяину держать свое говорящее орудие в узде.
Поэтому, ну да, иногда гладиаторы развлекались с рабынями. Но гораздо чаще их поклонницами становились свободные женщины, поскольку в их глазах они были звездами.