Приветствую Вас в блоге адвоката Швыревой Надежды. Сегодня расскажу о ситуации, когда отказ органа опеки дать согласие на сделку, нарушает интересы несовершеннолетнего: как оспорить и добиться справедливого решения.
Дочь Маши (Лиза) — инвалид с детства, с 2017 года признана недееспособной. Маша не работает, ухаживает за дочерью, которая не может самостоятельно передвигаться и обслуживать себя. Их общий доход состоит из пенсии по инвалидности и пособия по уходу и составляет 20 тыс. руб. в месяц.
В 2003 году Лизе в наследство от отца досталась 1/16 доля (3,3 кв. м) в квартире, которой она никогда не пользовалась. Девочка живет в доме своей матери.
В 2018 году другие сособственники решили продать квартиру. Поэтому Маша обратилась в Департамент здравоохранения за разрешением на продажу доли дочери в квартире с перечислением вырученных денег на счет опекаемой. Но получила отказ.
Тогда Маша обжаловала это решение в порядке КАС РФ.
Суды двух инстанций согласились с Департаментом здравоохранения. А кассация не приняла на рассмотрение жалобу Маши.
Но Верховный Суд РФ отменил судебные акты нижестоящих инстанций и принял новое решение: признал отказ Департамента здравоохранения незаконным и обязал его выдать Маше разрешение на продажу доли дочери в квартире.
Почему?
Отказывая Маше, Департамент здравоохранения сослался на отсутствие исключительных обстоятельств (необходимости дорогостоящего лечения и т.д.) для отчуждения недвижимости Лизы (п. 5 ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 24.04.2008 №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»).
Суды первой и второй инстанций пришли к выводу, что это решение защищает имущественные права недееспособной.
Доводы Маши, подкрепленные медицинскими документами, о нуждаемости Лизы в осмотре у врача, реабилитации и санаторно-курортном лечении суды не признали исключительными обстоятельствами для продажи доли дочери в квартире.
ВС РФ посчитал такую позицию ошибочной и не учитывающей конкретную ситуацию.
ВС указал, что 3,3 кв. м в квартире никак не улучшают имущественное положение Лизы, а лишь влекут для ее семьи дополнительные расходы на содержание этого имущества, которые при их маленьком достатке являются существенными.
С другой стороны — продажа доли в квартире не ухудшит положение Лизы, не повлияет на ее право проживания в доме у матери. Наоборот, улучшит материальное положение, так как вырученные деньги пойдут на оказание ей медицинской помощи, что органы опеки смогут проконтролировать.
ВС РФ пришел к выводу, что продажа доли в квартире в интересах недееспособной, поэтому удовлетворил кассационную жалобу Маши.
Часто органы (и не только опеки) действуют формально и совершенно не учитывают реальные обстоятельства людей, что выливается в решения, которые не помогают, а то и вредят тем, кого должны защищать. Поэтому отстаивать свои интересы приходится самостоятельно в суде, иногда доходя до самой последней инстанции, как в истории Маши.
Если у вас возникло «недопонимание» с органом опеки, обратитесь за помощью к адвокату по семейным и имущественным делам. Записаться на консультацию можно по номеру 8-915-105-61-28 или через форму обратной связи на моем сайте.