Найти тему
Институт воспитания

Застенчивый ребёнок: как помочь малышу стать смелее

Оглавление

Застенчивого ребёнка очень легко узнать: вот он заходит в кабинет, прячется за маму, с тревогой смотрит на психолога, на вопросы отвечает после некоторой паузы, а может вообще молчать. В компании новых детей знакомиться сам не пойдёт – предпочитает стоять в сторонке, наблюдать. Такой ребёнок точно не станет лидером в компании сверстников, вряд ли будет давать сдачу обидчику… И тем не менее, даже за этим, на первый взгляд, одинаковым поведением, скрываются порой совершенно разные причины. Какие именно? Разбираемся в статье.

Фото, участвующее в оформлении статьи, взято из открытых источников интернета по свободной лицензии freepik.com
Фото, участвующее в оформлении статьи, взято из открытых источников интернета по свободной лицензии freepik.com
Можно сказать, что застенчивость – это определённая поведенческая реакция, выработанная ребёнком в конкретных ситуациях. Это комплексное состояние, которое проявляется в разнообразных формах – от робости и смущения в присутствии других людей до необъяснимого страха общения или даже отказа от него.

Выраженная в лёгкой степени, застенчивость можно стать частью характера, своеобразной личностной чертой. В более тяжёлых случаях
она нарушает не только взаимодействие с окружающими, но и жизнь ребёнка и его близких. Такое поведение является следствием, сочетанием даже не одной, а нескольких причин.

Что может скрываться под «маской» застенчивости?

  • Дети – «интроверты»

В психологии есть такие понятия как «экстраверт» и «интроверт». Экстраверсия и интроверсия, как темперамент, дается человеку от рождения. Экстраверт больше внимания уделяет внешнему миру (другим людям, отношениям), а интроверт – миру внутреннему. И тот, и другой тип имеют свои плюсы и минусы, нельзя сказать, какой из них хуже, какой лучше.

Дети-интроверты предпочитают мир книг, мыслей, предметов и явлений природы миру людей, для них предпочтительнее уединение.

Если ребёнок – интроверт, ему не нужна большая компания, множество друзей, но родители всеми силами пытаются сделать из него экстраверта (особенно если родители сами такие), то такой ребёнок может выглядеть
застенчивым. При этом сама по себе интроверсия никак не означает застенчивость!

  • Дети с трудностями в обучении

Иногда под маской застенчивости прячутся речевые или интеллектуальные нарушения. Родители объясняют неудачи такого ребёнка его застенчивостью.

«Он у нас стеснительный, поэтому мало играет».

А на самом деле ребёнок в силу бедности фантазии, просто не умеет играть!

Или «он смущается, поэтому так разговаривает».

А при ближайшем рассмотрении у ребёнка обнаруживаются речевые нарушения
(недостаточно богатый словарный запас, трудности в понимании обращённой к нему речи, особенности звукопроизношения).

  • Дети с низкой самооценкой и неуверенные в себе

Застенчивость может быть следствием низкой самооценки и неуверенности в себе. Если ребёнок, попадая в затруднительную ситуацию и оказываясь неуспешным, вместо поддержки и обучения как себя вести получает негативные оценки, то всякий раз, сталкиваясь с подобными ситуациями, он будет испытывать страх и неловкость.

Среди застенчивых детей это самая многочисленная группа.

Такие дети считают себя неудачниками, ни на что не способными. Но их основная проблема – это реальное отсутствие навыков взаимоотношений и взаимодействия с другими людьми, а также преобладание негативного опыта такого взаимодействия.

  • «Сверхзастенчивые» дети

Существуют ещё и крайний вариант проявления застенчивости – «сверхзастенчивые» дети, которые с чужими людьми вообще не разговаривают. Такой ребёнок может звонко щебетать в коридоре с мамой или бабушкой, но, заходя в кабинет к психологу, тут же замолкает или, в лучшем случае, кивает головой, выражая согласие или несогласие. Ребёнок может спокойно и охотно общаться с другими детьми, но не разговаривать со взрослыми. Такая застенчивость на профессиональном языке называется «элективным мутизмом» (избирательный отказ от речи).

Это весьма серьезное нарушение, которому родители часто не уделяют нужного внимания: «Ну, с нами-то он разговаривает!», – успокаивают они себя. «Просто вы ему не нравитесь…», – оправдывают они поведение ребёнка. Или уже банальное: «Перерастет».

На самом деле проблема такого плана не разрешается сама собой, а только усугубляется со временем. Такая патологическая привычка «говорю с кем хочу и когда хочу» закрепляется и с годами становится всё более труднопреодолимой.

Как помочь застенчивому ребёнку

Помочь застенчивому ребёнку – значит найти причину, которая вызывает такое состояние и поведение, и устранить её. Это означает работу сразу по нескольким направлениям, однако помните, что вы изменяете неуспешное
поведение ребёнка, но не саму личность.

1. Выясните (с помощью специалистов), есть ли какие-либо реальные трудности у вашего ребёнка (речевые нарушения, задержки в развитии), и если они есть, то работать над их преодолением. В любом случае, заботьтесь об уровне информированности вашего ребёнка. Чтобы общаться и вести разговор, нужно достаточно знать.

2. Проанализируйте свой стиль воспитания, не является ли он «гиперопекающим» или «потворствующим», или наоборот, чрезмерно строгим, «авторитарным». Наиболее благоприятным для застенчивых
детей является «демократический» стиль воспитания. Важно, чтобы в семье все придерживались одного стиля, единых правил и требований к ребёнку. В семье наиболее благоприятна атмосфера защищённости, поддержки,
любви.

3. Необходимо всячески поощрять и развивать самостоятельность ребёнка (подумайте, что вы делаете за ребёнка из того, что он мог бы делать сам). Позволяйте ребёнку идти на разумный риск и переносить поражение – только так он научится адекватно относиться к ошибкам.

4. Учитесь правильно оценивать ребёнка. Не стоит его хвалить за то, что дано ему от природы (красивая внешность, ум). Хвалите его всегда за конкретные достижения, при этом стараясь отметить не его замечательные личные качества, а сам результат. Вместо: «Молодец, какой ты умный», скажите: «Молодец, ты решил трудную задачу!» Или: «Я горжусь тобой, ты помог другу!» Помните, что уверенность вырабатывается за счёт успешного выполнения трудных задач. Начать можно с малых дел, постепенно поднимая планку.

5. Важно обращать внимание такого ребёнка на других людей, их чувства, мысли, стараться пробудить в его душе сострадание к чужим бедам.

6. Ходите в гости, к друзьям, при этом демонстрируйте ребёнку собственные дружелюбие и приветливость. Обучайте ребёнка принятым в обществе ритуалам приветствия, прощания, знакомства. Можно заранее в игре проигрывать роль ребёнка («Что бы ты сказал…», «как бы ответил…»).

7. Читайте книги, сказки, рассказы по возрасту и обязательно обсуждайте героев, их общение, взаимодействие. Задавайте ребёнку вопросы о том, что бы он чувствовал и как бы повел себя на месте героев.

8. Играйте чаще в весёлые подвижные и ролевые игры, в которых нет ситуации соревнования. Используйте игры, направленные на развитие мимики и жестов, ловкости. «Угадай эмоцию», «Изобрази животное», «Разговор с глухим человеком – жестами». Привлекайте в эти игры других доброжелательных взрослых.

9. Если специалисты определили, что у ребёнка элективный мутизм, не нужно делать постоянный акцент на том, что ребёнок не разговаривает с другими людьми, не стоит его просить и настаивать на этом, так вы только усилите его упрямство и уделите излишнее внимание нежелательному поведению. Помните, что такая патологическая застенчивость является следствием, и избавиться от неё можно только устранив причины.

10. Не обращайте внимание на то, что ребёнок «вдруг замолкает» или постоянно обижается в каких-то ситуациях и не называйте его «застенчивым», «стеснительным», «неуверенным в себе» как при нём, так при других
людях. Игнорируйте такое поведение и поощряйте его любые попытки взаимодействия со взрослыми.

Пагубное влияние на психическое развитие ребёнка оказывает не только сама проблема, но и ее вторичные последствия. Одно из них – это сам ярлык «застенчивости», благодаря которому дети начинают себя таковыми считать и вообще отказываются от попыток изменить ситуацию.

Конечно, превратить застенчивого ребёнка в популярного говоруна вряд ли удастся, но и не стоит ставить перед собой такой цели – достаточным успехом будет то, что ребёнок будет комфортно себя чувствовать, общаясь с окружающими.

____________________________

Материал подготовлен научными сотрудниками Института воспитания

____________________________

Иллюстрации автора Pana, участвующие в оформлении статьи, взяты из открытых источников интернета по свободной лицензии storyset.com
Иллюстрации автора Pana, участвующие в оформлении статьи, взяты из открытых источников интернета по свободной лицензии storyset.com

Подписывайтесь на наш канал,

чтобы не пропустить полезные материалы о воспитании для родителей, педагогов и воспитателей.