Или РЕАГЕНТЫ ФИЗЕРА.
Сразу признаюсь: эта статья во многом противоречит той логике, которую я сам же выбрал за основу при создании подборки эпонимов для этого канала. Потому как существует огромное количество словосочетаний, известных лишь узкому кругу специалистов и почти никак не связанных с жизнью обычных граждан, которым эти словосочетания до лампочки. А я здесь предпочитаю писать о том, что касается всех или многих, прямо или косвенно.
Но РЕАКТИВЫ ФИЗЕРА - из другой оперы. Потому что знают их лишь химики-органики, да и то - не все, а лишь те, что занимаются синтезом. Посудите сами: какую ценность лично для вас, например, имеет информация о том, что РЕАГЕНТ ФИЗЕРА, названный в честь конкретно этого учёного, представляет собой смесь триоксида хрома с уксусной кислотой? Правильно, никакого. Равно как и то, что РАСТВОР ФИЗЕРА - это водный раствор гидроксида калия, гидросульфита натрия и β-сульфоната антрахинона натрия, используемых для удаления кислорода из газового потока. И... что?
Так зачем же я об этом всё-таки пишу, спросите вы? Да вот никак не могу пройти мимо колоритной фигуры этого великого американского химика, и поэтому использую эпоним лишь как зацепку, повод, чтобы рассказать о нём. И показать, какие вообще химики бывают на свете.
Тем более, что одна из целей проекта "Эпонимы и Мы" - это как раз поведать людям о тех учёных или простых смертных, чьи имена вошли в историю и используются в качестве эпонимов.
Луис Фредерик Физер (7 апреля 1899 - 25 июля 1977) - американский химик-органик, член Национальной академии наук, член Американской академии искусств и нау, член Американского философского общества, почётный член Парижского университета и пр.
Родился в Коламбусе, штат Огайо, в семье инженера. Учился в Douglas School and East High School, затем в Колледже Уильямса, а потом в Гарвардском университете, где получил докторскую степень за работу, посвящённую окислительно-восстановительным свойствам хинонов.
Работал во Франкфурт-на-Майне (Германия), в Оксфорде (Великобритания), преподавал в Колледже Брин-Мар, в Кембридже, а после этого перешёл в Гарвардский университет, где занимался наукой и преподаванием.
До Второй мировой войны его интересовали только хиноны, которым он посвятил десятки статей. Но потом он переключился на полициклические ароматические соединения, вызывающие рак, и стал исследовать взаимосвязь структуры молекул веществ с их канцерогенностью.
В 30-е годы прошлого века он предложил собственный оригинальный метод синтеза витамина К1, основанный на высокой растворимости одного из производных целевого соединения.
А вот когда началась Вторая мировая, его, как уже известного химика, привлекли к военный проектам. Он занимался исследованиями жирноароматических полинитросоединений, которые применяли в качестве взрывчатых веществ, а также щелочных солей длинноцепочечных жирных кислот, которые использовались в детонаторах.
Самое интересное, что некоторые проекты приобрели военное значение при довольно странных обстоятельствах. Например, в 1941 году на одном из заводов DuPont произошёл взрыв дивинилацетилена. И грохнуло так хорошо, что Физера послали разобраться - а может, это химическое вещество стоит применять сразу как взрывчатое, на фронте?
Кроме того, ему поручили секретное задание - разработать отравляющий газ. Однако в тот момент его ум был занят другой идеей - созданием горючего геля на основе каучука и бензина. Физер сумел убедить военных, что это направление более перспективно. Однако после того как районы выращивания каучука перешли под контроль Японии в результате нападения на Перл-Харбор, пришлось на ходу перестраивать технологию производства огненной смеси.
И в 1942 году группой под руководством Физера был разработан напалм (от англ. naphthenic acid - нафтеновая кислота и англ. palmitic acid - пальмитиновая кислота). Грубо говоря, этот горючий продукт представлял собой загущенный бензин, применяемый в качестве зажигательных и огнемётных смесей при ведении боевых действий.
К слову, химик отказался от каких-либо доходов от своего изобретения, посчитав, что если оно использовалось в государственных целях, это его вклад в общую победу.
Но не всё складывалось удачно даже у такого мастера химического эксперимента. В частности, на Физере лежит вина за неудачу проекта X-ray, который закончился катастрофой. Предполагалось взять энное количество летучих мышей, прикрепить к ним небольшие зажигательные заряды и сбросить где-нибудь над крупным японским городом, чтобы вызвать массовые пожары (ведь мыши сразу же постараются спрятаться куда-нибудь под крышу, в укромное место). И поначалу вроде бы всё шло неплохо, однако несколько рукокрылых вырвались на свободу и подожгли ангары и казармы аэродрома Карлсбада, а также спалили машину генерала.
Но всё это списали на "случайное возгорание". Физеру оно сошло с рук, а сам он предпочёл об этом нигде не упоминать.
После Второй мировой войны, когда США ввязались во Вьетнамскую авантюру, снова всплыла тема напалма. Тем более, что там это вещество янки применяли охотно и активно, выжигая огромные территории. Общественность начала возмущаться столь негуманным ведением боевых действий, были даже призывы отказаться от напалма вовсе, а Физера обвиняли в том, что он совершил поистине адское открытие, которое стоило жизни десяткам тысяч людей. Однако на все претензии Физер отвечал так: "Я не имею права судить о нравственности напалма только потому, что изобрел его".
В каком-то смысле перед человечеством он попытался реабилитироваться, в конце 40-х, когда занялся разработкой хиноидных антималярийных препаратов. Этой теме он посвятил порядка 30 статей.
Пишут, что Физер был страстным курильщиком. И курил всю жизнь, до тех пор, пока в 1965 году ему не диагностировали рак лёгких. Только после этого он внезапно прозрел и бросил эту пагубную привычку. Хотя до того входил в состав Консультативного комитета генерального хирурга США, который в 1964 году опубликовал доклад о взаимосвязи между курением и здоровьем. Но, как говорится, пока жареный петух в одно место не клюнет и гром не грянет, американский мужик не перекрестится.
Химики всего мира помнят этого человек и его жену Мэри по книге "Реагенты для органического синтеза" (в кругу профессионалов её просто называют "Физер и Физер").
Кому интересно, можете ознакомиться здесь.
Вы можете поддержать канал, перечислив любую доступную вам сумму на кошелёк ЮMoney 4100 1102 6253 35 (или на карту Райффайзенбанка 2200 3005 3005 2776). И поучаствовать в создании книги по материалам этих статей. Заранее всем спасибо!