И на самом деле, достигли бы своих успехов известные подводные асы-командиры, если бы на их лодках не было асов-механиков? Немного, но удалось найти об одном из служивших на U-123, отправившей на дно 43 транспорта, 2 военных корабля и повредившей ещё 5 транспортов и одно вспомогательное военное судно. На снимке лодка возвращается из похода. В белой фуражке её второй командир Рейнхард Хардеген:
Эмблемой лодки было стилизованное изображение немецкого значка за ранение, введённого ещё в 1 Мировую войну и возвращённого в Бундесвер в 1957, правда без свастики
Рыцарские кресты были добавлены несколько позже, да и то сказать, такую награду имели три из четырёх её командиров, а также штурман, боцман и механик, правда не наш герой, а Рейнхард Кёниг, экипажи-то обновлялись постоянно.
А мы давайте вернёмся к Вальтеру-Хайнцу Шульцу, который, помимо всего прочего, оставил после себя богатейший фотоальбом.
Для начала проследим путь становления механика или как у них принято, инженера подводной лодки. Приём на обучения происходил 1 апреля каждого года, после специальной медкомиссии отобранные проходили 4-месячную общевойсковую подготовку, после чего получали звание ефрейтора.
После этого кандидаты в инженерные офицеры учились в военно-морском училище в Мюрвике. Через полгода им присваивалось звание кадета. Потом 9 месяцев на учебном крейсере с промежуточным экзаменом после шести месяцев и в июне второго года обучения сдавали экзамен на звание фенриха. Далее начинались девятимесячные офицерские курсы опять в Мюрвике.
Затем фенрихи-нженеры направлялись в мастерские и на пехотные курсы, после чего происходил экзамен на квалификацию военного инженера и присвоение звание лейтенанта (инженера). Я, кстати, тоже такое звание после училища получил, только у нас слово инженер писалось через чёрточку :)
Всего обучение немецкого корабельного механика занимало 4,5 года, но наиболее толковые ещё направлялись в Технический университет в Берлине-Шарлоттенбурге для обучения в течение нескольких семестров, завершающегося получением университетского диплома.
Может, поэтому в альбоме Шульца есть его снимки в пехотной форме. Например, этот, сделанный 28 октября 1939 г. с подписью: [Командир роты (в центре), Хайнц-Вальтер Шульц третий слева]
Удобный стульчик:
В свой первый поход он попал на U-123 в качестве второго инженера, командиром был Карл-Хайнц Мёле, совершавший на этой лодке уже четвёртый патруль и известный тем, что что во время второго за 5 часов он потопил 5 судов водоизмещением 23 034 тонны, а всего на его счету было 21 судно, прежде чем от стал командиром 5-й флотилии подводных лодок. Тут ему можно сказать, не повезло. Дело в том, что после потопления лайнера "Лакония" спасавшие его пассажиров немецкие и итальянские подводники подверглись нападению американской авиации. Тогда Дёниц издал приказ, запрещающий спасать жертв атак подводных лодок, а передать этот приказ довелось Мёле. За это его после войны арестовали, судили, и он просидел в тюрьме 3 года.
В этом походе был потоплен шведский семитысячник "Венесуэла". И подобраны упаковки с индийскими спичками, вот Мёле их показывает:
Не поленился поискать, что за спички. West India Match Co. была дочерней компанией British Match, основанной в 1923 году. В свое время это был крупнейший производитель безопасных спичек в мире
В следующий патруль Шульц вышел уже главным инженеролм под командованием Рейнхарда Хардегена. Любили всё же немецкие подводники клетчатые рубашки:
Это Хардеген ещё упитанный, а то возвращался вообще, кожа да кости, страдал желудком, что не помешало ему прожить до 2018 года, оставив за кормой 105 лет, а также 23 потопленных и 5 повреждённых судов.
Вот что он писал в вахтенном журнале о механических проблемах в этом походе. Вышли в море 08.06.41, а уже 10-го такая запись: "Со вчерашнего дня гидравлическая система не работает. Примерно 250 литров масла вытекло из двух фланцев в трюме центрального поста. После доливки масла система не заработала. Пробовал силами команды устранить поломку".
11 июня: "Несмотря на 48 часов непрерывной работы, нам так и не удалось ввести в эксплуатацию гидравлическую систему. В результате оба перископа выведены из строя, я решаю вернуться для устранения повреждений в Лорьян. Недостаток заключается в том, что оба перископа полагаются на одну и ту же установку. В результате оба выведены из строя. Было бы полезно, если бы, например, перископ воздушного поиска можно было выдвигать и убирать чисто электрически, чтобы был реальный резервный перископ, или переделать установку так, чтобы она могла приводиться в движение на обычном моторном масле."
Чуть позже на заводе: "Вся установка, включая насосы, была демонтирована после того, как было установлено, что они не будут работать. Причину определить не удалось. С утверждением верфи о том, что в баке гидромасла была тряпка, нельзя согласиться, поскольку мы сняли установку только тогда, когда узнали, что она не будет работать с моторным маслом. Тряпка могла быть только с верфи. Кроме того, после сборки все трубопроводы были продуты сжатым воздухом. Они были чисты . Однако насосы не работали. Сейчас, после дозаправки спецмасла, установка снова работает идеально, так что неисправность была только в масле. Почему оба фланца могли ослабнуть, еще нужно выяснить. Это и было основной причиной неисправности."
15 июня лодка повторно вышла в море. 17 июня: "Вечером в воскресенье 3/4 фланца дизельного компрессора было разломано на 3 части. Новый фланец вырезали аппаратом автогенной сварки из стальной пластины толщиной 18 мм и закрепили болтами, потом обварили по всей окружности. Сегодня, спустя 2 дня, компрессор снова условно работоспособен на 180 кг. Работа была хорошо проделана машинной командой."
Так что механикам скучать не приходилось, да и не все работы фиксируются в вахтенном журнале. Зато есть такая запись при пересечении экватора 27 июля 1941 года: "Вместо церемонии перехода линии экватора на борту была организована вечеринка. Акулу поймали в полдень... Днем состоялись большие спортивные соревнования с гонками в мешках, бегом с яйцом и ложкой, ловлей ртом колбасы, различными эстафетами и т. д. Корма оказалась идеальным бассейном с волнами . После этого раздача призов."
Снимки из альбома Шульца:
Но это редкие минуты отдыха, война продолжается..
Запись от 13 августа: "...Сброшено всего 126 глубинных бомб, из них 39 весьма приличных. Я должен их похвалить, они хорошо справились со своей работой. Аккуратная точная работа... на глубине 170 метров произошли сразу следующие отказы: Оба электромотора, гирокомпас, магнитный компас, измерители глубины в центральном посту, а также в носу и корме, машинные телеграфы, индикатор руля. К следующей серии бомб электромоторы и гирокомпас снова заработали. Также глубиномер в ЦП. Временами в лодке были очень сильные вибрации. Оба электродвигателя снова вышли из строя, когда вышел из строя автоматический выключатель аккумулятора. в топливной цистерне I правого борта, при избыточном давлении 16 атмосфер, лопнул указатель уровня. Поскольку клапан было очень трудно закрыть, в лодке сильно выросло давление. Лодка получила большой дифферент на корму из-за негерметичности кормовых торпедных аппаратов. Технический персонал спокойно и внимательно работал над устранением неисправностей.
На следующий день: "...Оба дизеля потеряли по 300 литров смазочного масла каждый, которое утекло в трюм. Судя по всему, утечка в резервуарах для сбора смазочного масла. Продолжаем работу только с одним гребным электродвигателем , так как аккумуляторы совсем разряжены, по радио отправлено сообщение о поломке двигателя..."
22 июня: "Сегодня утром новость о войне с Россией поразила, как бомба. По радио прозвучало чтение заявления фюрера и рейхсминистра иностранных дел".
Этот патруль продлился 70 дней, было потоплено 5 судов общим водоизмещением 21 500 тонн.
Окончание следует.
...................................................................................................................................................................
Полное оглавление журнала: