Для организованной группы, желающей заниматься рисованием и имеющей специальное помещение (при школе), можно рекомендовать ряд условий, содействующих нормальной работе. Окна помещения по возможности должны выходить на север, чтобы солнечные лучи не нарушали тональных отношений модели, не попадали на рисунок и в глаза работающим. Если окна выходят на солнечную сторону, их следует заклеивать калькой, папиросной бумагой или повесить белые занавески из легкого материала.
Стены приспособленного для студии помещения рекомендуется окрасить в светло-серый цвет, потолок должен быть белым, облегчающим темные тени предметов мягким отраженным светом. Для вечерних занятий необходимо иметь общее освещение и специальные лампы со щитками, регулирующими свет.
При дневном освещении натура ставится с таким расчетом, чтобы она освещалась сильным боковым или верхним светом, четко выявляющим форму предмета. Вечерний (искусственный) свет дает большую возможность ставить различные светотеневые и тональные задачи. Для этого пользуются электрическими переносными лампами — софитами.
В работе необходимы также подставки: большая деревянная, площадью примерно 1X1 ж и высотой 0,5 м — для живой натуры.
столик высотой 60—70 см от пола — для натюрмортов.
Отдельные орнаменты и гипсовые детали в случае отсутствия специальных подставок можно подвешивать прямо на стены помещения. Нужно иметь и табуретки различной высоты.
Рисующим следует научиться для длительного рисунка натягивать бумагу на специальных планшетах, которые потом закрепляются на мольбертах.
Мольберт для рисования стоя
Мольберт для рисования сидя
С этой целью подготавливается легкий подрамок немного меньше размера имеющегося листа (пол-листа ватмана). На подрамок аккуратно наколачивается такого же размера гладкая фанера. При надобности она тщательно обрабатывается наждаком и пемзой. Можно пользоваться также чертежной доской.
Приготовленная бумага — по размеру немного больше планшета — загибается по его краям, образуя нечто вроде «корытца». В это «корытце», стараясь не замочить загнутые края, наливают немного воды и при помощи кисти или куска ваты равномерно покрывают всю поверхность бумаги. После того как вода впиталась в бумагу, планшет вкладывают в «корытце», сухие загнутые края которого смазываются крепким столярным клеем и приклеиваются к боковым сторонам планшета. Наклеивая края, следует подтягивать бумагу и следить за тем, чтобы под ней не осталось воздуха. Если после высыхания образуются вздутия, их следует слегка смочить и дать просохнуть.
Каждому занимающемуся рисованием необходимо иметь альбом с приделанным к нему футлярчиком для карандаша. Такой альбом должен быть постоянным спутником художника.
Выбирать место по отношению к модели необходимо такое, чтобы глаз охватывал всю модель целиком и одновременно мог полностью видеть рисунок. Для этого подставки и мольберты должны располагаться на линии радиуса по отношению к модели. Передние места, как правило, уступают рисующим сидя. Минимальное расстояние от модели определяется трехкратным ее размером, а расстояние от глаза до своего рисунка должно быть не меньше длины вытянутой руки.
Возможность видеть в продолжение всей работы свой рисунок, целиком и постоянно сравнивать его с моделью зависит не только от выбранного места, но и от постановки кисти руки и всей фигуры рисующего. Для этого приходится отучаться держать карандаш как ручку с пером, что совершенно не соответствует работе на почти вертикальной поверхности. Помимо этого, лежащая на рисунке рука не только размазывает его, но и не позволяет видеть всего нарисованного. Во избежание этого рука с карандашом должна свободно протягиваться к рисунку, прикасаясь к поверхности его только карандашом.
Протянутая рука, держащая карандаш в некотором удалении от его кончика, удерживает рисующего на нужном расстоянии от работы.
Рисуя таким образом, он избавляется от лишних движений головой и туловищем, сохраняет одну точку зрения, что дает ему возможность непосредственно сравнивать рисунок с натурой и более точно рисовать. Избегайте касания рисунка всей рукой; в некоторых случаях возможен упор на кончики мизинца и безымянного пальца.
При этих условиях путем систематической работы можно овладеть профессиональной грамотой рисунка.
Многие иллюстрации взяты из интернета.
#Коллектив-авторов-Школа-изобразительного-искусства-_вып.01_-1964г#Попрограммехудучилища#РИСУНОК#РИСОВАНИЕСНАТУРЫ