Профессиональная деформация – довольно интересная вещь. В разных профессиях она проявляется по-разному. Какие-то слова воспринимаются в результате профессиональной деформации иначе.
Одним из таких слов для меня лично является слово «простыня». Ловлю себя на мысли, что гораздо чаще я называю так не предмет постельного белья, а длинные документы или письма, в которых много текста, но мало содержания, которые в результате просто невозможно читать.
Требования к учётной политике установлены федеральным законом 402-ФЗ "О бухгалтерском учёте" и ПБУ 1/2008 "Учётная политика организации". По многим вопросам закон и ПБУ содержат довольно общие принципы, что логично, но при этом открывает большой простор для творчества при подготовке учётной политики.
Исходя из положений ПБУ, учётная политика даже в минимальном варианте должна содержать значительный объём информации, так что нет необходимости дополнительно раздувать её "водой" и превращать в "простыню".
Большинство учётных политик, которые я видел, являются классическими "простынями". Но встречались и достойные экземпляры, о которых хотелось бы поговорить в данной статье. Здесь не будет примеров хороших учётных политик, скорее я постараюсь выделить основные черты, которые отличают хорошие документы от "простыней".
Переписывание законодательства
Большинство "простыней", как раз, этим и грешит. Часто текст переписывается в учётную политику целыми абзацами и страницами без каких-либо правок, просто "копировать-вставить" в чистом виде.
Учётная политика является внутренним документом компании. Если компания в любом случае обязана соблюдать положения каких-то внешних документов, то зачем об этом писать во внутреннем документе, а, тем более, переписывать содержимое этих внешних документов?
Можно в преамбуле сделать отсылку к закону "О бухгалтерском учёте" и к положениям НК РФ, так как именно они обязывают компанию иметь учётную политику для целей бухгалтерского и налогового учёта соответственно. Это логично, когда внутренний документ ссылается на внешнюю правовую основу. Нелогично переписывать во внутреннем документе положения внешних документов, которые всё равно придется соблюдать.
Если исходить из определения, приведенного в 402-ФЗ, то учётная политика – это совокупность способов ведения бухгалтерского учёта. Если отбросить в сторону всю эту "мишуру" из 402-ФЗ и ПБУ, то получается, что:
цель подготовки учётной политики – документально зафиксировать подходы компании к учёту в областях, где законодательство:
- предоставляет возможность или обязывает сделать выбор, либо
- не даёт чётких указаний по учёту определённых объектов.
Зачем при этом переписывать слово в слово ПБУ/ФСБУ или НК в тех областях, где их применение безальтернативно и нет никаких опций?
Можно, например, в разделе про учёт основных средств написать, что он ведётся в соответствии с ФСБУ 6/2020 "Основные средства", если очень хочется сделать отсылку к применимому законодательству. На практике этим мало кто ограничивается, и начинается пересказ на несколько страниц положений ФСБУ, которые компания в любом случае обязана применять. Если не переписать половину ФСБУ в учётной политике, его что применять нельзя или не нужно?
В самых запущенных случаях вместо учётной политики получается не документ, а триумф "копировать-вставить" над здравым смыслом.
В результате, при прочтении такой учётной политики ценную информацию приходится выискивать в куче "воды". Целые страницы текста приходится помечать как что-то бессмысленное и не имеющее ценности, чтобы при следующем прочтении не отвлекаться на них.
Учётная политика = инструкция
Многие учётные политики – "простыни" содержат излишне детализированную информацию. Это не только переписывание применимого законодательства в виде копирования текста огромными кусками, но и проводки по видам операций, даже если это классические проводки без какого-либо отступления от Приказа 94н, детальное описание последовательности действий в 1С по каждому виду операций.
Учётная политика должна содержать информацию о синтетическом и аналитическом учёте, применяемом компанией. Данная информация предполагает определённый уровень детализации, но не в таком же виде.
Учётная политика не должна быть инструкцией по учёту. Если нужно сделать внутренние инструкции для сотрудников бухгалтерии с хорошей детализацией, то сделайте именно их. Не нужно их мешать в кучу с учётной политикой.
Неприменимая информация
Представим компанию, которая занимается оптовой торговлей, у которой из активов есть товары, немного основных средств, дебиторская задолженность, есть немного сотрудников и пара кредитов в банках.
Что же у неё должно быть в учётной политике? Общая информация + то, что может быть применимо в деятельности. Ага, щас.
Часто там можно найти информацию об учёте финансовых вложений, участии в совместной деятельности, изменениях оценочных значений и многое другое, с чем эта компания в ближайшем будущем сталкиваться не планирует.
Расширение кругозора – это, конечно, хорошо, но должна же быть какая-то рациональность при подготовке учётной политики.
***
Как уже было сказано, учётная политика готовится для того, чтобы документально зафиксировать подходы к учёту в областях, где можно или нужно сделать выбор либо законодательство не даёт чётких указаний по учёту того или иного объекта.
Целью подготовки учётной политики не является набрать определённое количество знаков, слов, страниц или процент скопированного текста из применимого законодательства. Это, всё-таки, не сочинение, и, уж тем более, не изложение.