С 1 сентября 2024 года Министерство просвещения РФ решило вернуть предмет "Труд" в школы в качестве обязательного урока.
Связано это с запросом родителей и общества чтобы ученик научился работать не только головой но и руками. Сейчас в школах ведётся предмет "Технология", по 1 часу в начальной школе, 2 часа в 5-7 классах и по 1 часу в 8-9 классах. С 1 сентября в эти часы будет вестись новый предмет "Труд".
Что нового принесёт "Труд" в школу
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «труд (технология)» будет иметь модульную структуру: пять модулей обязательных для изучения и три по выбору.
Обязательные модули:
- Производство и технологии;
- Технологии обработки материалов и пищевых продуктов;
- Компьютерная графика. Черчение;
- Робототехника;
- 3D-моделирование, прототипирование, макетирование;
Модули по выбору:
- Автоматизированные системы;
- Животноводство;
- Растениеводство;
А также могут быть разработаны вариативные модули, которые необходимы региону. До 1 июня этого года федеральная программа по труду должна быть окончательно доработана и наполнена конкретным содержанием.
В начальных классах предмет «труд» будет включать четыре модуля:
- Технологии, профессии и производства;
- Конструирование и моделирование;
- Информационно-коммуникативные технологии;
- Технологии ручной обработки материалов;
Основное внимание будет на последний модуль, на котором дети будут учиться работать руками с различными материалами.
Какие проблемы видят разработчики
К 1 сентября необходимо оснастить школы необходимой материальной базой для преподавания всех модулей, к лету разработать курсы повышения квалификации для преподавателей труда, провести переподготовку учителей технологии на новую методику преподавания.
2 февраля 2024 года думский комитет по образованию провёл круглый стол по преподаванию труда в школе. При обсуждении концепции преподавания труда проявились две точки зрения:
- Труд как предмет должен подразумевать, что ребенок научиться создавать своими руками конкретные предметы, доводить свой мысли до конечного результата;
- Труд как предмет должен знакомить учеников с профессиями, технологиями, проектной деятельностью, развивать креативное мышление, решать изобретательские задачи. При изучении предмета ученик должен суметь выбрать для него наиболее интересную сферу деятельности и потом в ней развивать конкретные навыки;
Эксперты считают, что одному преподавателю очень сложно на должном уровне вести все модули, поэтому есть мнения часть из них ввести в другие предметы или выделить в отдельный предмет (черчение, робототехника, 3D- моделирование).
Заключение
С моей точки зрения ничего нового в новом предмете нет, разве что разрешение регионам разрабатывать свои модули трудового обучения. Для учителей, учеников и родителей очередная ненужная реформа, которая принесёт только дополнительные проблемы в школу. К 1 сентября вряд ли будут обеспечены все школы необходимым оборудованием, слишком мало времени осталось. Учителей, которых планируют переучивать, не хватает ( сейчас учителями технологии многие работают без специального образования).
Неплохая идея вернуть в школы предмет "Черчение", но с моей точки зрения надо как и раньше было преподавать его отдельным предметом, а не в рамках труда. Многие ученики, поступившие на инженерные специальности, мучаются при обучении в институте без навыков грамотного черчения и хорошего развития абстрактного мышления.
Источники информации:
1. Как будут преподавать предмет Труд с 1 сентября 2024 года;
2. Предмет "труд" в школах включит в себя пять обязательных модулей и три по выбору.
Пишите в комментариях ваши мысли по поводу статьи.