Найти тему
Наум, приди!

Как в Киев попали древнейшие в мире христианские иконы и для чего их вывезли во Францию?

Почему раннехристианских икон сохранилось считанные единицы?

Византийская культура стала крупнейшим художественным явлением христианского мира, оказавшим влияние на эстетическое развитие многих православных стран: Древней Руси, Грузии, Сербии, Болгарии, Палестины, Египта и др., а также Итальянских городов-государств, особенно Венеции.

Признание христианства официальной религией в Византии началось при Константине Великом в 313 году. Вероятно уже в раннехристианский период создавались и первые иконы. К большому сожалению, в мире практически не сохранилось образцов раннего иконописного искусства.

Первые уцелевшие до наших дней подобные памятники, сохранились в единичных экземплярах, относятся к ранневизантийскому периоду и датированы лишь VI - VII столетием.

Дело в том, что уже VIII столетии в Византии возникло иконоборческое движение, провозгласившее священные изображения – идолами, а их почитание – идолопоклонством. Император Лев III Исавр стал бороться с изображениями святых.

Монета с изображением Императора Льва III
Монета с изображением Императора Льва III

С 726 года почитание икон было запрещено. Началось их массовое уничтожение. А за их хранение могли даже казнить. Окончательно политика иконоборчества была запрещена спустя более столетия – в 843 году. За это время было уничтожено великое множество ранеехристианских и ранневизантийских памятников живописи, мозаик, фресок, статуй и росписей.

Синайский монастырь Св. Екатерины. Гравюра XIX в.
Синайский монастырь Св. Екатерины. Гравюра XIX в.

На территории современного Египта, у подножия горы Синай, где согласно Библии, Моисею были дарованы Скрижали Завета, существует православный мужской монастырь Св. Екатерины.

Эта одна из древнейших обителей в мире, не прерывавшая своего существования с IV столетия. Изолированное географическое положение, и арабское завоевание этой территории в VII веке позволили монастырю избежать иконоборческих разрушений, охвативших Византию, собрать и сохранить уникальную коллекцию древних памятников: уникальные иконы и рукописи.

Всемирную известность приобрел не только Синайский кодекс, но и коллекция ранневизантийских икон.

Хрестоматийными стали образы Христа Вседержителя, Богоматери на троне и Апостола Петра, созданные в VI столетии в Константинополе.

Христос Вседержитель. VI в. Константинополь. Собрание Синайского монастыря
Христос Вседержитель. VI в. Константинополь. Собрание Синайского монастыря

Редчайшие иконы выполнены в древней технике энкаустики, когда рисунок наносился на деревянные доски расплавленными восковыми красками.

Всего известно 12 икон периода VI-VII вв., хранившихся в Синайском монастыре. 4 из них в XIX столетии были вывезены в Российскую империю.

Порфирий Успенский и его собрание

Знаменитый деятель Церкви, путешественник, собиратель и исследователь древностей, епископ Чигиринский, викарий Киевской епархии Порфирий (Успенский) (1804 – 1885) как-то написал о себе: «Для чего я странствую так долго? Для того, чтобы подобно пчеле принести прекрасный мед в родной улей,- я пчела Божия, а Россия - мой улей".

Порфирий (Успенский)
Порфирий (Успенский)

Ученый-полиглот, палеограф, археолог, востоковед, византолог, в 1840 году он был назначен настоятелем посольской церкви в Вене, откуда ездил изучать древние памятники письменности западных славян.

В 1842 году отец Порфирий был отправлен в Иерусалим, для ознакомления с жизнью православных христиан в Палестине и Сирии. Он же был инициатором и создателем Русской духовной миссии в Иерусалиме.

В 1845 году архимандрит добрался до монастыря Святой Екатерины на Синае, где обнаружил множество ценнейших рукописей, включая глаголические тексты старославянского языка.

Во время второго путешествия на Синай в 1850-м году Порфирий обнаружил и вывез из монастыря более двух десятков древних икон, среди которых оказалось 4 образа доиконоборческого периода.

С началом русско-турецкой войны, в 1854 году выехал из Иерусалима, оставив там свои личные вещи и библиотеку. Вернуться за ними и вывезти в Россию он смог только в 1861 году. В его багаже хранились бесценные для науки и мировой культуры древние тексты и иконы.

С 1865 года Порфирий служил епископом Чигиринским, викарием Киевской епархии.

В 1878 владыку перевели в Москву и назначили членом Синодальной конторы с пребыванием в Новоспасском монастыре, где в 1885 году он скончался и был погребен.

Незадолго до смерти, в 1883 г. Порфирий продал свое собрание рукописей Императорской Публичной библиотеке за 15 тысяч рублей. Правда деньги ему переводили в рассрочку и всю сумму при жизни он так и не получил.

Коллекция включает в себя ценнейшие древние манускрипты на греческом, славянских и восточных языках и входит в золотой фонд Российской национальной библиотеки.

Редчайшее собрание древних восточных икон, включая 4 образа из Монастыря св. Екатерины и другие раритеты были завещаны владыкой Порфирием Археологическому обществу при Киевской духовной академии и вывезены из Москвы.

Древнейшие иконы в собрании Порфирия Успенского

-5

Богоматерь с младенцем. VI в. Дерево (лиственница), восковые краски.

Точное место создания образа дискуссионно. Выдаются версии, что это Константинополь или Египет.

-6

Иоанн Предтеча. Первая половина VI в. (?) Дерево (бук), восковые краски. Образ считается древнейший в киевском собрании.

-7

Святые воины Сергий и Вакх, VII в. Дерево (сосна-пиния), восковые краски.

О месте создания образа нет точных сведений. Существуют предположения, что икона создана на территории Египта, но версии о происхождении иконы из Сирии или Константинополя также имеют место быть.

-8

Святые Платон и Гликерия. Первая половина VII в. Дерево (липа), восковые краски.

Предположительно икона была создана в художественных мастерских синайского монастыря.

Судьба древнейших икон в Киеве

В Киеве иконы попали в руки хранителя и основателя Церковно-археологического музея, профессора киевской Духовной академии Н. Петрова (1840—1921), который был, кстати, крестным отцом писателя Михаила Булгакова.

В годы Первой мировой войны он упаковал бесценные иконы в ящики и эвакуировал их в Казань. Когда фронт стабилизировался, в 1916 году иконы вновь вернулись в Киев и оказались в сырых подвалах староакадемического корпуса Духовной академии.

Старый корпус Киевской духовной Академии. С чертежа XIX в.
Старый корпус Киевской духовной Академии. С чертежа XIX в.

С 1917 по 1921 г. власть в Киеве постоянно менялась. Пожары, грабежи, неразбериха, в которой могли пропасть иконы, обошли стороной хранилища Академии.

В 1923 году они стали частью музея атеизма на территории Киево-Печерской лавры.

В 1940 году директор Музея западного и восточного искусства в Киеве (с 1999 года музей носит имена основателей Богдана и Варвары Ханенко) Василий Федорович Овчинников (1913 — 1978) добился передачи синайских икон в собрание музея, где уже был создан отдел византийской культуры.

В годы Великой Отечественной войны синайские иконы успели эвакуировать в Уфу.

Их глубокая научная реставрация была организована только в 50—60-е годы. С икон удалили грязь и поздние записи, провели комплексные физико-химические исследования.

С 1998 года иконы экспонировались на международных выставках, как одна из главных мировых культурных ценностей на территории независимой Украины.

В 2002 году Ирина Антонова добилась приезда трех синайских икон из Киева в Пушкинский музей Москвы.

Cинайские иконы из киевского музея Ханенко на выставке в Лувре. 2023 г.
Cинайские иконы из киевского музея Ханенко на выставке в Лувре. 2023 г.

По официальной версии, в 2023 году иконы и другие музейные ценности в целях сбережения от боевых действий были тайно вывезены с территории Украины. Под военным конвоем, через Польшу и Германию, они оказались во Франции. Большая часть собрания оказалась в запасниках музея. Лучшие иконы летом-осенью прошлого года экспонировались в Лувре.