Как оператор передатёт отношения между персонажами в 1 сезоне «true detective»
Итак, сегодня коснёмся темы визуального повествования и съёмок персонажей, на примере одного из самых рейтинговых и культовых сериалов «Настоящий детектив». В январе этого года платформа HBO выпустила четвертый сезон саги. Пока ещё не вышли все серии, потому писать о четвертом сезоне рано, посмотрим, разберем, напишем. В этой статье речь пойдёт о первом и, на мой личный взгляд, самом лучшем сезоне. А конкретно поразмышляем на тему как операторская работа подчеркивает и передаёт отношения между героями фильма.
Для начала немного о создателях:
Автор сценария и шоуранер первого сезона Ник Пиццолатто.
Режиссёром выступил Кэри Дзёдзи Фукунага. Кэри очень хорошо разбирается в операторской работе и даже выступил в роли оператора в 2015 году в фильме, по собственному сценарию, «Безродные звери». Кому интересно - вот ссылочка https://www.kinopoisk.ru/film/468572/
А оператором постановщиком в первом сезоне был оператор Адам Аркапоу, имевший на тот момент пару десятков фильмов за плечами.
Более подробно о нём можно почитать на Кинопоиске https://www.kinopoisk.ru/name/821686/?ysclid=lrzrvmr7sk663456659
Шоуранера и режиссера я упомянул из уважения к их творчеству, но речь сегодня пойдёт не об их работе. Будем говорить о мастерстве оператора Адама Аркапоу. Конечно кино является продуктом совместного творчества и говорить о решении оператора, как о самостоятельном очень сложно, однако постараемся отделить мух от котлет.
Те, кто смотрел первый сезон сериала, прекрасно помнят двух главных персонажей Растина Коула и Мартина Харта, в исполнении неподражаемых Мэттью Макконахи и Вуди Харрельсона. Перед теми, кто не смотрел первый сезон, сразу извинюсь за спойлеры, которые будут в материале.
Итак, Раст и Марти - две противоположности во всём, вынуждены вести вместе одно дело как напарники.
И их противоположность нам заявляется композиционно с первых же кадров эпизода.
В фильмах такого рода невозможно избежать стандартных сцен прибытия двух напарников на место преступления. Но Аркапоу использует эти клишированные сцены по полной программе и с их помощью заявляет и отношения двух детективов к коллективу и их специфику работы и отношения между самими напарниками. Давайте разберём несколько шотов из сцены осмотра преступления. Я не буду комментировать сами монтажные фразы, и разбирать все аспекты и отсылки шотов, иначе материал статьи значительно увеличится в объёме. Пройдёмся лишь по основным композиционным решениям некоторых кейфреймов (ключевых кадров).
В начале нам заявляют Марти, который возглавляет отряд копов, расположенных сзади него в горизонтальной цепочке. Кадр снят на длинном фокусе со «сбитым» задним планом (когда в кадр попадает не так много горизонтального пространства), хоть Марти идёт первым и на достаточном отдалении от основной группы, визуально кажется, что они одно сплошное композиционное пятно в центре, обрамлённое с обеих сторон стеной из травы. Можно сравнить это со взглядом зашоренной лошади, когда она видит только дорогу перед собой и не способна задействовать боковое зрение. Такая метафора как нельзя лучше передаёт подход Марти к ведению расследования. Он приверженец стандартных процедур и исключительно командный игрок, не способный принять иную, нестандартную точку зрения.
Теперь обратим внимание как нам показывают Растина. Он идёт сзади основной цепочки полицейских. Он единственный в фокусе. И явно отделён композиционно от остальных участников сцены. Взгляды основной группы сослуживцев направлены вниз, а Раст единственный, кто смотрит вперёд и совсем не обращает внимания, что под ногами. Кадр снят на широкоугольный объектив, по бокам много горизонтального пространства. Камера фокусируется на Растине, слегка размывая задний и средний планы, делая композицию более глубокой. Таким образом оператор подчёркивает и подход Раста к работе. Он одиночка, с нестандартным взглядом на расследование, всегда открыт к информации, у него всегда так сказать «широкие горизонты», и это одни из ключевых качеств персонажа.
Когда Аркапоу заявляет Раста вместе с телом жертвы, то он старается оставить их один на один и часто избегает лишних персонажей в кадре, буду-то бы Растин ведёт это дело в одиночку. Со своим «гросс бухом», он полностью сосредоточен на деталях. В таких композициях, нам не заявляют больше никаких других элементов, только Раст и жертва.
Если речь идёт о месте преступления и группе полицейских, то рано или поздно нужно показывать обоих детективов рядом с жертвой, но посмотрите как дядя Адам это делает.
Раст сидит рядом с телом, внимательно изучая подробности и записывая их в свой огромный блокнот. А Марти стоит в отдалении от тела. Дерево с привязанной к нему жертвой служит визуальной преградой, разделяющей двух напарников и ещё больше подчеркивает их стиль ведения дел, а так же намекает на некие разногласия в их личных отношениях.
И Даже когда они оба стоят рядом с телом, Раст всё равно стоит ближе к жертве. Здесь оператор немного объединяет персонажей, подчеркивая, что они всё же напарники, но оставляет небольшие визуальные различия в их взглядах на расследование.
И венчает монтажную фразу кейфрейм с крупными планами напарников.
Оба персонажа в кадре, оба крупно сняты, но смотрят они в разные стороны. Так же глубина резкости подчеркивает, что в фокусе будет кто-то один. Даже на крупном плане оператор разделяет героев по плоскостям переднего и среднего планов. Если посмотреть эпизод и обратить внимание, что именно происходит в сюжете, и сопоставить кадры с репликами персонажей, то станет очевидно следующее развитие сюжета:
В начале отношения у напарников совсем натянутые, но постепенно они сближаются, однако их взгляды на ситуацию кардинально разные, что полностью иллюстрируется операторской работой.
Теперь обратимся к перманентно повторяющимся кадрам интервью наших героев. Повествование идёт в разных временных линиях и по ходу развития сюжета мы видим наших персонажей уже после части описываемых событий, к этому времени оба героя уже закончили службу в полиции. Камера имитирует любительскую протокольную съёмку. Казалось бы что можно композиционно передать в таком кадре? Однако здесь нас прежде всего интересует задний план. Давайте разбираться.
За спиной Марти светлый «облегченный» фон. Поскольку малая глубина резкости и размытие заднего плана сразу убили бы ощущение любительской съёмки, то прекрасным решением служат жалюзи. Задний план становится нечётким, слегка размывается, ощущается пространство и глубина кадра, при этом стилистика «протокольной» камеры соблюдена за счет расположения героя по центру и слегка обрезанных рук. Если поразмышлять и прислушаться к словам персонажа, то можно отметить, что он в целом не обременён прошлым, сохраняет оптимизм и старается особо не вспоминать о случившемся, без надобности. В целом у него всё стабильно и он находится в иллюзии комфорта.
Теперь сравним кадр с Растом Коулом
Мы видим, что задний план очевидно перегружен. Он как бы «давит» на героя. И перегружен он всяческими деталями, отсылающими нас к расследованию, которые Раст на самом деле и не прекращал(хотя узнаем мы об этом намного позже). В его гараже будет примерно такая же обстановка, как и на заднем плане этого шота - архивные материалы, и всяческая оргтехника. Будто бы прошлое не отпустило Раста ни на минуту и он тащит архив своего расследования за плечами.
На мой взгляд блестящее операторское решение обоих кадров, очень смысловое и не бросающееся в глаза, однако сохраняющее основной конфликт отношений между героями.
В повествовании наступает момент, когда наши герои вновь встречаются после долгой паузы и вынуждены оставить разногласия, что бы вместе закончить расследование и поймать маньяка. И вот как нам показывают финальный кадр и кейфрейм этого эпизода.
Раст садится в машину, поговорив с Марти и пригласив его выпить пива. И обратите внимание на разбитую заднюю фару старого пикапа Раста. Метафорично это символизирует старый конфликт между нашими героями. И когда машина Раста станет отъезжать, в разбитом фонаре замигает лампочка поворотника, буду-то бы давая огонёк надежды. Сам Аркапоу, в одном из интервью комментирует этот шот так: «Это идея, которая пришла нам в голову в тот день», — вспоминает Адам. «По сценарию, задний фонарь все равно был разбит. Это было очень поэтично и дало возможность, чтобы вспомнить, как они поссорились»
В завершении статьи хочется отметить ещё одно режиссерско - операторское решение, которые применили создатели. Одной из особенностей персонажа Раста являлась весьма специфичная философия, которая часто раскрывалась в диалогах с напарником. Классический кадр, где напарники едут в машине и беседуют о жизни, является неотъемлемой и практически неизбежной композицией жанра. И поскольку всю стилистику картины старались делать максимально естественной и органичной, Аркапоу и Фукунага в начале планировали делать съемки с реальной машиной, которая едет по реальному шоссе, а камеру грипповать к кузову. Однако была испробована и павильонная линия таких диалогов, где фоны дорисовывал цех VFX (визуальные эффекты). И когда Адам и Кэри увидели результат графики, было принято однозначное решение снимать в павильоне. «Съемки продлились бы на две недели дольше», — говорит Аркапоу об уже 110-дневных съемках, которые продолжались с января 2013 года по конец июня. «Это не было бы слишком большим компромиссом. Сделайте это в студии и получите много дублей с меньшими усилиями», — комментирует он. И надо отметить, что подставные фоны и правда работают очень хорошо, и заметить композитинг довольно сложно, а диалоги Раста на пассажирском сиденье просто шикарны, на мой взгляд. Возможно благодаря этому решению, вместо штампа получилась одна из визуальных фишек сезона, запоминающаяся почти каждому зрителю.
Ну и напоследок предлагаю насладиться знаменитой однокадровой сценой, которую снимали практически пол дня, а планировали несколько месяцев. Это единственная сцена в фильме, снятая на цифровую камеру, ввиду её сложности и множества дублей. За эту сцену Адам Аркапоу был высоко оценён многими именитыми профессионалами именно этот шот, во многом, помог ему выиграть премию прайм-тайм «Эмми» за операторскую работу в «Настоящем детективе». Эта сцена не просто аттракцион ради аттракциона, а имеет огромное значение для драматургии. По сюжету Раст вынужден встретиться со своим тёмным прошлым, в лице старого знакомого. И в результате попадает в авантюру, затеянную этим самым знакомым. Плюс ко всему, Коулу приходится принимать наркотики, что бы вызвать доверие у оппонента. И перед Аркапоу стояла задача показать героя так, что б это отличалось от всего предыдущего и последующего материала. Так же нужно было подчеркнуть внутренние состояние персонажа. В итоге было принято решение снять одну из сложнейших, но и эффектнейших сцен во всём сериале. Здесь сцена немного обрезана, а в фильме она длится шесть минут.
Эта статья была написана для сообщества Циничный оператор , заходите, подписывайтесь, там много интересного.