Найти в Дзене

Добрая тетя-психолог неожиданно умудрилась расстроить особенного ребенка

Оглавление

Когда я еще только начинала работать педагогом творческих кружков в специализированном учреждении для детей с особенностями развития, старшие коллеги-наставники постоянно мне напоминали об одной незыблемой истине: независимо от характера отклонения ребенка, независимо от его поведения, независимо от твоих личных чувств к нему или к сопровождающему его родителю - ко всем нужно относиться одинаково и, по возможности, избегать конфликтов и никого не провоцировать.

Ну, в принципе, ясно и логично.

Конечно, в трактовке "сегодняшнего" начальства - эти истины звучат примерно так: соглашаться, поддакивать родителям, беспрестанно хвалить (и детей и родителей), угождать, ублажать, выполнять любые капризы, даже переступая через здравый смысл, только бы родители не строчили жалобы в инстанции.

Ну, это ничего… даже не буду лишний раз воздух сотрясать, об этом везде уже сказано-пересказано.

В общем, каждый работник данного (и любого похожего) детского учреждения обязан быть добрым, милым, спокойным и улыбчивым. Например, таким, как наша Психолог С.Н. "с косичкой".

Психолог С.Н. (которая с косичкой)

Работает она у нас в учреждении уже года 3 или чуть меньше. Честно, таких спокойных и невозмутимых молодых женщин я встречала в своей жизни раз 5 от силы.

Приветлива со всеми: и с коллегами, и с родителями, и с самими детками (даже если иная детка ведет себя ну ооочень плохо). А голос у С.Н. - приятный и убаюкивающий, как у мамы Умки.

Идеальный детский психолог, полностью совпадающий с родительскими представлениями (ттт, чтобы не сглазить хорошего человека).

И однажды эта идеальная психолог С.Н. сильно расстроила одного из наших "особенных" воспитанников. Как? А она его обманула! И ребенок - вот прямо серьезно и крепко на нее обиделся!

Но, как я часто говорю, обо всём по порядку!

Мальчик М.

Ребенок 13-ти лет, с грубыми ментальными нарушениями. Много лет ездит к нам в стационар (по курсу в год), еще раз в год "отлёживает" в областной психиатричке, но… видимо, у этого мальчика тот самый случай, когда даже специалисты-медики руками разводят. А мальчик М. - каким был в 5 лет (ничего не осознающий и не понимающий худенький кудряш, который беспрестанно кричит, дерется и кусается), таким и до 13 лет дожил. Такой же агрессивный, резкий и громкий, только уже довольно высокий, стройный и симпатичный юноша. Такая "дисгармония" даже пугает…

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

Мальчик М. у психолога

На этот раз, психологом, курирующим М. во время курса в нашем стационаре, стала вышеописанная С.Н.

Она, конечно, была наслышана о "фокусах" парня, но… т.к. она должна была "держать марку", С.Н. естественно, и с М. была так же мила, как и со всеми.

Но, на одном из занятий, он куснул ее за руку ТАК…! Короче, синяк на запястье получился очень сильно заметный и яркий. С.Н. говорила, "аж дыхание пережалось и слезы враз потекли сами собой"… Но не в её правилах показывать свои чувства на занятиях. Да и мама М. так искренне извинялась, так умоляла… что С.Н. не смогла не простить их.

Мальчик П.

Еще один мальчик из стационара, из той же смены. Тоже с ментальными нарушениями, но весьма иными. Одеваться, есть самостоятельно и минимально себя обслуживать - умеет, поэтому в стационаре вполне может обходиться без мамы.

Этому мальчику 15 лет. Тоже высокий и стройный, чуть пошире мальчика М. Умственное развитие - на уровне первоклашки, но (как говорили диагносты), "вполне приличной первоклашки". Речь - тоже такая же.

А еще мальчик П. - жалостливый, плаксивый и обидчивый. И вообще, больше любит щенков и котиков, чем людей.

Но на наши кружковые занятия ходит с удовольствием, и, хоть и делает всё довольно неуклюже, всегда старается и спрашивает, молодец ли он. И на уроки он ходит с игрушечной собачкой, которую гладит по голове и баюкает.

Мальчик П. у психолога

По кривой усмешке судьбы, мальчик П. тоже попадает к С.Н. - нашему любимому психологу с косичкой…

… И вот, будучи у неё на индивидуальном занятии, увидел он на её запястье тот самый синячище, оставленный добрыми челюстями своего сотоварища. Покраснел, затрясся, взял С.Н. за руку и заплакал:

- Что это? Как? Тебе больно?

С.Н., зная, что отвечать нужно "правильно", сказала ему:

- Ничего страшного. Просто немножко ударилась.

Поверил ли тогда П. или нет - об этом знал только он сам.

А что потом?

Это было после полдника. В кабинет к С.Н. неожиданно, вне всяких расписаний, пришли безумно расстроенный и хмурый мальчик П. с дежурным воспитателем. И воспитатель сказала, что П., после конфликта с другим мальчиком, умолял "проводить его прям щаз в кабинет психолога с косичкой".

В общем, такая "Санта-Барбара" в стационаре произошла:

  • Когда мама агрессивного мальчика М. со слезами на глазах рассказала своей соседке по палате (еще чьей-то маме) о том, что её сын укусил за руку психолога с косичкой, эта "добрая соседка" - взяла и передала всю инфу воспитательнице в игровой комнате.
  • Мальчик П., который играл там в Лего, всё услышал, и… видимо, будучи в душЕ хоть и маленьким, но отнюдь не глупеньким, понял, ЧТО за мальчик и ЧТО за психолог имелись в виду.
  • И набросился в коридоре на мальчика М., даже не обращая внимания на идущую рядом маму. Подтолкнул его к стене и стал ладонью по губам ему шлепать и ругать с такой интонацией, с которой мамочки ругают малышей:

- Нельзя кусаться! Нельзя! Нельзя-а-а!

  • Мама М. еле вырвала своего сына (как ни странно, вовсе не сопротивляющегося, а крайне "озадаченного") из грубых объятий П. и увела в палату. Ну а П. - стал настаивать на походе к "укушенному" психологу.
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

Зачем?

Воспитательница подумала, что он хотел её снова пожалеть. Или лично пожелать, чтобы скорее всё зажило. Он же всем так желает, если у кого-то что-то болит.

Но мальчик П., войдя в кабинет психолога, был очень сердит. Обиженным тоном он сказал С.Н.:

- Ты не ударилась! Ты меня обманула! Ты - обману-у-ула!

С.Н. с воспитательницей уже в два голоса стали объяснять П., что "его просто не хотели расстраивать, а мальчик М. - не хотел никого обидеть, а просто играл неаккуратно и случайно укусил психолога".

Но П. был непреклонен:

- Нет! Ты - обманщица! Больше не буду к тебе приходить!

Развернулся и побежал, даже не подождав воспитателя.

А С.Н. - хоть и спокойный человек, однако, говорит, что который день не может прийти в себя после этого случая. Только вот даже говорит она об этом тихо, нежно и певуче. Точно как мама Умки.

Всем дорогим читателям - побольше доброты вокруг... и всем нам - тоже.

Всегда рада добрым верным гостям, единомышленникам и новым подписчикам.