Вот уже более 5 лет старенький паровоз по выходным дням тягает зеленые вагончики откуда-то между Ленинградом и Москвой на берег красивейшего озера сквозь в дремучие леса Тверской земли. Мысль о поездке на ретропоезде Селигер, сообщением "Бологое - Осташков" все это время периодически всплывала в мозгу, но вот осуществить поездку удалось только сейчас.
На паровозе по заповедной магистрали
Традиционно пересказывать факты из этих ваших интернетов не буду, всех интересующихся историей создания и функционирования дороги прошу проследовать вот например на этот канал.
Или можете посмотреть на стенды, которые рекламируют ретропоезд в зале ожидания станции Бологое.
Сосредоточимся на том, что я сам увидел, чем восхитился и с чего возмутился.
Путь долгий, путь неблизкий...
Со всей моей любовью к поездам и путешествиям добраться до такого, казалось бы, ближайшего к Новгороду ретропоезда всё никак не получалось. Не последнюю роль в столь долгих сборах сыграло то, что добраться из Новгорода в Бологое к 9 утра в субботу не такая уж и тривиальная задача. Долгое время я надеялся как-то соединить поездку с другим путешествием, но вариантов всё как-то не подвернулось.
Конечно самый простой и очевидный способ - просто сесть на машину и приехать, но 3 часа до и 3 часа после поездки пришлось бы провести за рулём, а для этого не всегда есть настроение.
Другой очевидный вариант приехать в Бологое и обратно московским поездом, но 2 ночи на вокзале - удовольствие ниже среднего, а найти в Бологом какое-либо приличное место для ночлега, как выяснилось тоже не факт, что получится.
В итоге совместно с сайтом РЖД было принято решение отправляться из Питера московской Ласточкой в 5.35 утра (эх, ей бы остановку в Чудово, путешествие бы было куда как легче). Путешествие до Питера и приключения в Питере, оставим за скобками повествования, отмечу только, что уборка снега в Новгороде и в Питере это просто небо и земля, северная столица крайне разочаровала своей непроходимостью и непроезжаемостью.
Пока же есть час до отправления, пойдем погуляем по этому, воспетому в песнях городу.
По Бологое-Полоцкой железной дороге
А вот и красавец паровоз. Шумит, пыхтит, изо всех щелей валит пар - одним словом живёт! Сегодня в рейс меня повезет паровоз серии Л, названный так в честь Л. С. Лебедянского, в среде железнодорожников носит имя Лебедянка. Данный экземпляр построен в 1953 г. на Ворошиловградском тепловозостроительном заводе. Вагоны новые, тверские, но покрашенные в приятный зеленый цвет.
И наконец отправляемся. Под неритмичные рывки, под стук колёс и мерную речь начальника поезда, рассказывающего историю Бологое-Полоцкой железной дороги и ретропоезда Селигер в частности, время в пути пролетает незаметно. К сожалению через немытые окна вагона всей красоты не видно...
Первая крупная остановка - станция Куженкино, тут для всех желающих организована получасовая экскурсия по комплексу станции.
Снаружи перед нами изумительной красоты деревянное здание. Оно почти всё сохранилось в первозданном виде, тут даже большая часть досок еще тех, царских времен.
Быстро быстро быстро, пока локомотив заправляется водой, пробежим по залам ожидания 3-4 и 1-2 классов, по багажному отделению и служебным помещениям и скорее в в вагон. Внутренние интерьеры восстановлены специально для музея, хотя часть предметов тут таки подлинные
А паровоз уже готов на всех порах лететь дальше
Тут кстати самое время вспомнить, что ретропоезд Селигер не является в полной мере туристическим. Его главная изюминка в том, что это регулярный пригородный поезд. Всю дорогу в него садятся местные жители, бабушки и дедушки, которым вся эта туристическая белиберда ехала болела, ведут свои неспешные разговоры о комиссиях при оплате ЖКХ, магазинах в которые надо успеть забежать в райцентре, о сбербанке, который стал работать на полчаса меньше и теперь на поезде в субботу в него не успеть и о чем то еще таком же милом, уютном и домашнем. На обратном пути вообще кроме необычных интерьеров вагонов и толчков паровоза об туристической направленности маршрута уже ничего не напоминает. Просто пригородный поезд, который уже больше столетия так и ходит по этим богом забытым местам, связывая немногочисленных оставшихся местных жителей с большой землей.
Столица Селигера - Осташков град
А мы тем временем тихо и неспешно добрались до конечной точки маршрута. Раскинувшегося на берегах озера Селигер городка Осташкова.
Впервые я побывал здесь минувшим летом, когда в ходе обследования газопровода "Демянск-Марёво" мы заехали сюда на ночлег.
Тогда город произвел на меня довольно унылое впечатление. Разваливающие здания, пустынные улицы, новомодное урбанистическое благоустройство. В этот раз впечатление от города получилось диаметрально противоположным. всё таки дает русская зима русским городам такой плюс 10 к харизме, что просто зашатаешься
Отдельных слов восхищения заслуживают резные окна и ставни, а также такие милые таблички с указанием улиц. Вообще деревянная архитектура в Осташкове выглядит не в пример более живой и ухоженной, чем каменная
Ну и как же без Селигера
С пивом всё становится лучше
Эту несложную истину попытается доказать для вас местная пивоварня ОсташкоFF, что расположилась в старинном особняки на углу Ленинского проспекта и улицы Льва Толстого. Я не большой знаток и ценитель, различающий сотни оттенков вкуса пенного напитка, но мне понравилось.
Хотя, конечно, всем известно, что лучшее пиво варят в Хвойной, и в этом меня никто не переубедит
Три вида тяги, или железнодорожный марафон
Вот так за неспешной прогулкой и посиделками с чашечкой пива и пронеслись 2 часа в Осташкове и меня уже ждет мой паровоз в обратную дорогу.
Теперь мне предстояла вторая часть марлезонского балета. Вернуться из Осташкова в Новгород. Опять же с порога был отметен самый простой способ, ака дождаться в Бологом московского поезда. Зачем? Ведь есть маршрут поинтересней. Включающий в себя 3 разных подвижных состава, на трех разных видаъ тяги
- Тяга Раз. Паровая
- Тяга два. Электрическая. Высокоскоростная
Главное впечатление от поездки на Сапсане: как же в нем узко, тесно и душно. Народу, как сельдей в бочке, в проходе двум человеками не разойтись, между рядами кресел места нет от слова совсем. Зато быстро, да... От Бологого до Чудова за час
- Тяга три. Дизельная
Хотя на самом деле я не успел рассмотреть под дизелем или под электричеством летел дятел до Новгорода, но к чести его будет сказано от Чудова он долетел куда как быстрее ласточки. Цель на будущее заценить этот состав в глухоманной части его маршрута на ветке Окуловка - Неболчи, да и в альтернативном его варианте Неболчи - Пестово, тоже будет интересно.
P.S.
В очередной раз подивился "мудрости" строителей надземного перехода в Чудове, когда чтобы попасть с платформы 2 к вокзалу, надо забраться на пятый этаж, перейти по переходу над путями (это как бы ладно, ок), над автодорогой, спуститься и перейти всё ту же автодорогу и несколько железнодорожных путей уже без всяких надземных, подземных, да даже наземных (да-да зебры тут тоже нет) в обратном направлении. Класс. Проектировщики - 5 баллов!!