Найти тему

Почему у региональных властей Беларуси постоянно нет денег. И как простым жителям добиться изменений в своем городе

Оглавление

В “Прожектор регионов” поступает большое количество обращений о том, что у местных властей годами не хватает средств на благоустройство города или поселка. Так, в Мошканах не один год не могут отремонтироватьединственную детскую площадку. Или в Уречье жители вынуждены пить воду с песком, потому что не работает станция обезжелезивания. Мы решили разобраться, почему так происходит и что можно с этим сделать.

Сначала мы расскажем о том, как регионы получают деньги в бюджет и на что их тратят. Из нее вы поймете почему у местных властей постоянно не хватает денег. И потом мы разберем, как обычные граждане могут влиять на ситуацию и все же вносить свои предложения в местные бюджеты.

Информацию для статьи предоставила финансовый эксперт Жанна Кулакова

Как устроена бюджетная система Беларуси

Самый крупный бюджет который существует в Беларуси — это консолидированный бюджет. Он состоит из республиканского бюджета и местных бюджетов.

Республиканский бюджет — это такой общенациональный государственный кошелек, из которого финансируются общенациональные нужды: обслуживание госдолга, содержание органов центрального правительства, поддержка национальной экономики, финансирование национальной обороны, судов, милиции.

Местных бюджетов в Беларуси более 1000, они делятся на три подгруппы.

  • Бюджеты областного уровня. Это шесть областных бюджетов и бюджет города Минска. Бюджеты областного уровня в основном сосредоточены на решении общеобластных задач, а также на поддержке нижестоящих бюджетов. Эта поддержка осуществляется не за счет собственных средств областных бюджетов, а за счет средств, которые республиканский бюджет сначала перечисляет в областные, потом областные бюджеты раздают их ниже — в бюджеты базового уровня.
  • Бюджеты базового уровня. Это по сути самые главные бюджеты для каждого жителя. Это районные бюджеты (больше 100) и еще 10 бюджетов городов районного подчинения. Именно из бюджетов базового уровня финансируется самое главное для обычного гражданина: образование, здравоохранение, благоустройство парка, детский сад, школа, больницы и поликлиники.
  • Бюджеты первичного уровня. Это бюджеты сельсоветов и эти бюджеты отвечают примерно за те же задачи, что и бюджеты базового уровня (районные бюджеты). Разница в том, что в бюджетах первичного уровня совсем немного средств.

Через местные бюджеты проходит больше средств, чем через республиканский бюджет.

Так, в этом году планировалось, что в республиканский бюджет поступит почти 42% всех доходов, а в местные бюджеты — почти 60%.

Эти цифры от года к году могут меняться, но в целом местные бюджеты в совокупности всегда чуть богаче, чем республиканский. Но надо понимать, что республиканский бюджет в стране всего один, а местных бюджетов больше тысячи.

Почему в местных бюджетах постоянно не хватает денег

Посмотрим вначале на структуру доходов консолидированного бюджета.

На этот год планировалось, что:

  • 81% средств будет собрано за счет налогов;
  • по 9,5% за счет неналоговых доходов и безвозмездных поступлений.

Неналоговые доходы — это госпошлины, штрафы, конфискат, доходы от госсобственности (сдача в аренду помещений или дивиденды по акциям, которые находятся в собственно в собственности государства). Любые виды доходов кроме налогов.

Безвозмездные поступления — чаще всего безвозмездные поступления от иностранных государств, и в последние годы это поступление непосредственно от России.

Как видим, главным столпом, на котором держится консолидированный бюджет, является налог на добавленную стоимость: косвенный налог, который включается в цену товаров и услуг. Мы все его платим, когда покупаем товары и оплачиваем услуги. За счет него планировалось собрать почти 40% доходов консолидированного бюджета.

Если посмотреть на структуру доходов местных бюджетов, то там мы видим интересные цифры.

-2

Да, опять же основа доходов – налоговые поступление. Но обратите внимание, как возрастает доля безвозмездных поступлений. Ежегодно на постоянной основе из республиканского бюджета в местные безвозмездно выделяются очень значительные суммы.

Почему так происходит. Регионы вынуждены передавать значительную часть собранных у себя налогов в вышестоящий бюджет или в республиканский бюджет. То есть получается примерно так: в регионе собирается налог добавленную стоимость и потом примерно 75% (!) от собранного НДС перечисляется в республиканский бюджет. И так происходит не только с НДС, но и с некоторыми другими налогами. То есть ваши деньги, которые вы платите как налогоплательщик каждый день не идут на нужды именно вашего города или поселка, а отправляются в “общий котел”. И местные власти получают потом только часть из них. Так устроена нынешняя система.

Получается, что  регион, который собрал деньги и отдал их в республиканский бюджет, теперь испытывает недостаток собственных средств. Из-за такой ситуации местные бюджеты находятся в большой зависимости от центра. Местные бюджеты и местные чиновники вынуждены просить финансирование у вышестоящих чиновников. Это во многом является причиной того, что на местном уровне власти малоинициативны.

На что власти тратят деньги

Почти половина расходов в консолидированном бюджете – на социальную сферу. Это здравоохранение, образование социальная политика, спорт, культура и СМИ.

Больше четверти денег в бюджете расходуется на общегосударственную деятельность. Это уплата процентов по госдолгу без погашения основного долга. Плюс это деньги на содержание многочисленных государственных органов (начиная от администрации президента и заканчивая небольшими сельсоветом).

Чтобы понять, как тратятся деньги в регионах, рассмотрим структуру расходов Браславского района. Этот пример выбран случайным образом, но он отражает ситуацию в любом районе.

-3

Доля расходов на образование увеличивается до 35%, на здравоохранение до 32%.

Социальная политика, спорт, культура и СМИ — это еще плюс 10%. Итого мы получаем уже почти 80% расходов на социальную сферу. Еще 7% — расходы на ЖКУ, жилищное строительство и на благоустройство.

Всего 15% остается на все остальное: на общегосударственную деятельность, поддержку национальной экономики и на охрану окружающей среды.

Как добиваться финансирования от местных властей

Мы уже упоминали в начале, что есть три крупных группы: областные бюджеты, бюджеты районов и бюджеты сельсоветов.

Примерно половина всех денег находится на областном уровне. Еще половина – на базовом уровне. Сельсоветам практически ничего не остается.

Обычные граждане, которые хотят в своем населенном пункте добиться каких-то положительных изменений – чтобы, например, построили школу, больницу и т.д – должны адресовать свои просьбы чиновникам, которые отвечают за формирование и исполнение бюджетов базового уровня.

Когда это нужно делать?

В бюджетном процессе выделяют основные этапы.

  • Составление проекта. Ими занимаются местные исполкомы.
  • Проект бюджета рассматривается постоянными комиссиями местных депутатов местных депутатов. Они анализируют то что предоставил исполком, делают свои заключения.
  • Утверждение бюджета на очередной финансовый год.
  • Исполнение бюджета.
  • Контроль за исполнением бюджета: за исполнение отвечает исполком, за контроль — комитет госконтроля и совета депутатов.
  • Составление рассмотрения утверждения отчета об исполнении бюджета.

Самый важный этап, когда ваши пожелания могут услышать и вписать в бюджет, — составления проектов местных бюджетов.

Составление местных бюджетов на следующий год обычно начинается весной. И совсем скоро, в феврале-марте, будет идти работа над проектами местных бюджетов уже на 2025.

На этом этапе имеет смысл обращаться в исполком и в местные советы депутатов. Исполком верстает проект бюджета, который потом будет рассматриваться местными советами депутатов.

А депутаты со своей стороны теоретически имеют возможность вносить свои изменения предложения относительно проекта предложенного исполкома. Если им совсем не нравится проект, предложенный исполком, то совет может вообще отказаться его принимать в виде нормативного акта.

На этом этапе в начале календарного года имеет смысл стучаться к представителям исполкома и в советы депутатов с тем, чтобы добиться каких-то изменений и улучшений в вашем населенном пункте и возможно добиться выделения финансирование на вашу идею.

После того, как бюджет принят (а принят он будет нескоро, в самом конце

календарного года) начнется новый финансовый год, начнется и процесс исполнения бюджета.

С одной стороны,бюджет у нас вроде бы уже принят и ему надо следовать.

С другой, так в Беларуси сложилось,что нет проблем с тем, чтобы внести изменения в уже спланированный бюджет и скорректировать его. Такое случается очень часто и с республиканским бюджетом, и с местными бюджетами. Просто в феврале и весной шансы на успех повышаются.

Еще хороший период, когда можно добиться от исполкома финансирования, причем быстрого, – это конец года(примерно ноябрь). В этот период чиновники озабочены тем, чтобы закончить год так, как того предписывает план — проект местного бюджета. Зачастую получается так, что в конце финансового года остаются непотраченные деньги. И если они останутся не потраченными, то в следующем году финансирование могут урезать. Поэтому запланированные расходы должны быть исполнены. И этот момент —  хорошее время для того, чтобы принести какие-то свежие идеи в исполком или в совет депутатов для того, чтобы эти идеи могли быть реализованы уже прямо в год обращения.

Нововведение – бюджеты гражданского участия

В Беларуси в этом году был принят закон “Об изменении законов по вопросам местного управления и самоуправления”. В нем в том числе говорится о реализации гражданских инициатив.

Закон определил понятие гражданской инициативы: это мероприятие, которое направлено на улучшение качества жизни в рамках определенной территориально-административной единицы или части этой территории, в том числе это может быть связано с благоустройством или строительством каких-то социально значимых объектов и любых иных вопросов. Жестких ограничений, какие вопросы могут решаться с помощью гражданских инициатив, не установлено. Важно, чтобы это были вопросы местного значения.

Инициатором может выступить инициативная группа и всем участникам должно быть больше 18 лет, и все они должны постоянно проживать на территории, в рамках которой будет решаться проблема. Для сельсовета группа должна состоять не менее чем из 10 человек, для поселка городского типа — не менее 20 человек, для района или города не менее — 30, и для Минска не менее 50.

Предполагается, что инициативные группы могут придумать какую-то идею и пролоббировать выделение средств на ее реализацию. Для этого они должны  подать заявку, в которой будет описана суть проблемы, почему и как ее нужно решить, где находится проблема, сколько будет примерно стоить решение, сколько займет времени решение и какой будет эффект от решения этой проблемы.

Эти заявки должны подаваться в советы областного уровня. В течение месяца заявку рассматривают. Если она соответствует всем требованиям, то в трехмесячный срок проводится открытый конкурсный отбор. Например, жителям предложат проголосовать за понравившиеся им проекты и на основании голосования могут быть выбраны победители.

Бюджетирование может работать на разных уровнях, но чаще всего на базовом уровне, но может и на областном, как в данном случае предусматривается в Беларуси. Суть  заключается в том, что из бюджета выделяется определенная доля средств, которые расходуются по усмотрению граждан.

Интересно, что в законе о республиканском бюджете на 2023 год есть пункт, который касается выделения средств вот на подобные гражданские инициативы. Из республиканского бюджета планировалось выделить 700 000 рублей — по 100 000 рублей на каждую область и на Минск.

Источник финансирования, как минимум, — республиканский бюджет. Пока что затруднительно найти информацию о том, как это работает на практике. Если вы знаете о таких проектах – напишите нам.

Если в вашем регионе есть возможность поучаствовать в подобном проекте, то стоит попробовать это сделать. Потому что инструмент очень хороший и эффективный, и позволяет действительно решать проблемы.