Правительница Киевской Руси, Великая княгиня Ольга с 947 года начинает править сама, стала таковой, когда погиб ее муж Игорь. Она отомстила древлянам, которые были виновны в смерти князя, установила систему погостов, открыла несколько сухопутных путей, установила размер полюдья.
Княгиня Ольга
Именно Ольга положила начало каменному строительству на Руси, она первая приняла христианство, еще до Крещения. В 955 году Ольга принимает Крещение в Константинополе под именем Елена. Княгиня старалась приобщить к христианству и сына Святослава, но тот так и остался язычником до конца жизни и княжеская дружина, да и весь народ оставались еще язычниками. Святой Ольгу признали уже во времена правления Ярополка, ее внука, а в 1547 году княгиня Ольга была причислена к лику равноапостольных святых, как единственная русская женщина.
Покровительница вдов и новообращенных христиан, святая княгиня Ольга Киевская, первая правительница Руси, принявшая истинную веру. В православной традиции она, одна из шести женщин, причтенных Церковью к лику святых равноапостольных. Память этой угодницы Божьей и одной из самых ярких русских властительниц за всю историю страны Церковь ежегодно совершает 24 июля.
По одной из версий ее предком был легендарный старейшина ильменских славян Гостомысл, по другой она, внучка болгарского князя Бориса I. Наконец, есть и третья, где она еще Эльга, уроженка древнего Пскова из рода князя Аскольда. Так или иначе, еще в юности она была выдана замуж за киевского князя Игоря.
В пользу того, что княгиня была не славянкой, а родилась в семье варяга, говорит ее варяжское имя, Хельга или Эльга, русский вариант Ольга, приняв его из уважения к князю Олегу. По преданию воспитывалась Ольга в языческой вере, но от природы была весьма целомудренной.
Игорь, сын Рюрика, княживший в Киеве, охотился на Псковских землях и повстречал там будущую княгиню Ольгу при странных обстоятельствах. Как-то раз ему понадобилось переправиться через реку Великую, где князь заметил юношу, который плыл по реке на челноке. Князь попросил юношу перевезти его, приняв за молодого гребца Ольгу.
Девушка была стройна и красива, и сердце князя воспламенилось чувствами к ней. Ольга угадала помыслы князя и устыдила его, напомнив, что князь должен показывать своим подданным пример благочестивого поведения. Князя тогда удивила мудрость и смелость простой девушки и вернувшись в Киев, Игорь понял, что полюбил Ольгу, повелев привезти ее из Пскова и взял себе в жены.
Брак Ольги и Игоря был вполне счастливым, но значительную часть жизни киевский князь проводил в военных походах. Киев боролся за первенство, с чем одни славянские племена были согласны, а другие нет. Случалось, последние отказывались платить дань, и тогда киевскому князю приходилось приводить их в повиновение визитом дружины, а то и силой оружия.
В одном из таких походов на землю древлян князь Игорь был коварно захвачен и подвергнут лютой казни, его заживо разорвали между двух берез. Ольга, оставшись вдовой с трехлетним сыном Святославом на руках, была потрясена гибелью мужа.
А князь древлян Мал, приказавший расправиться с Игорем, прислал его вдове наглое предложение выйти за него замуж, полагая, что сломленной горем женщине некуда деваться, но, она поступила иначе. Согласившись на предложение Мала, Ольга задумала свой коварный план мести.
Княгиня Ольга
Прибыв к месту бракосочетания на корабле, Ольга призвала старейшин древлян встретить ее. Когда те пришли, люди Ольги будто бы в знак высокого почтения понесли их на руках. Но, достигнув заранее выкопанного и укрытого рва, бросили туда старейшин и заживо забросали их землей.
Пока слух об этом не достиг столицы древлян, княгиня призвала других знатных представителей этого племени, чтобы те проводили ее к жениху. Когда они прибыли, Ольга любезно предложила им попариться в бане. Когда древляне мылись, дверь бани заложили и сожгли всех, кто был внутри.
После этого Ольга со своими людьми отправилась и достигла земель древлян. Здесь она, согласно языческому обычаю, устроила тризну по Игорю, пригласив на нее и множество местных жителей, которых опоила допьяна. Ольга приказала своим дружинникам рубить всех, кто пришел и в тот день было истреблено около пяти тысяч древлян.
Но это было не все. Ольга вернулась в Киев, собрала большое войско и двинулась с ним на земли древлян, где разбила их войско и сломила сопротивление жителей. Не сдавалась лишь столица древлян, но после трехмесячной осады Ольга объявила жителям, что вполне удовлетворена местью и готова к примирению, если с каждого городского двора ей дадут дань, по три голубя и по три воробья.
Горожане были рады отделаться столь малой ценой. Ольга повелела своим воинам привязать к ногам каждой из птиц тлеющую паклю и отпустить их. Птицы вернулись в столицу и устроили там великий пожар, в котором погибло большинство жителей. Немногие оставшиеся в живых были обращены в рабство, среди них и дети князя Мала Добрыня и Малуша, будущая мать равноапостольного князя Владимира, Крестителя Руси.
Вот так, Ольга отомстила за смерть своего мужа, стала правительницей при малолетнем сыне и мудро управляла русскими землями. Она назначала наместников и всюду устанавливала места торговли и мены, где взымалась дань в пользу Киева.
Дань киевской княгине платили даже Новгород и Псков. В Киеве и других русских городах стали строиться каменные здания. Когда Святослав вырос, он стал великим полководцем, а Ольга оставалась фактической правительницей Руси во время его многочисленных походов.
Видя, что многие страны уже просвещены светом Христовой веры, Ольга понимала, что за христианством будущее. Она решила посетить Константинополь, где объявила о своем желании креститься. Ольга «первая из русских вошла в царство небесное», на самом деле христианство стало распространяться на Русской земле еще за полвека до начала правления княгини, по-христиански крестились очень немногие люди.
Кто был наставником правительницы в делах веры, точно сказать нельзя. Возможно, им стал священник Григорий, который, как сообщается в летописи, сопровождал княгиню в Константинополь. Может быть, именно он посоветовал Ольге отправиться в Византию, чтобы лучше узнать христианство и, если она пожелает, креститься.
Снарядив большой флот и собрав ценные дары, Ольга отправилась в Царьград. Русскую княгиню с почетом встретили император Константин Багрянородный и патриарх. Цареградский правитель был так очарован красотой и умом Ольги, что предложил ей выйти за него замуж, хоть княгине было уже в то время около 60 лет.
Отказаться было нельзя, что могло повлечь за собой разрыв дипломатических и торговых отношений Руси и Византии. Тогда Ольга решилась на хитрость и перед свадьбой она попросила окрестить ее, ведь христианский император не мог взять в жены язычницу, причем крестным отцом был выбран сам Константин.
Когда после таинства император начал разговор о свадьбе, Ольга удивленно спросила, как может он жениться на своей крестной дочери, ведь это запрещено законом и вопрос о браке был решен. Как мог император то здесь проколоться, стоит только гадать.
Княгиня Ольга
Крещеная Константинопольским патриархом под именем Елены и богато одаренная императором, Ольга вернулась в Киев, приобретя Руси союзника, в лице Византии, находившейся на пике своего могущества.
Но крестить Русь княгиня Ольга не могла, так как официально князем Киевским был ее сын Святослав, который христианства не признавал, хоть и не преследовал христиан из уважения к выбору матери. После крещения Ольги в Киеве возникла первая христианская община, пусть и немногочисленная, затем появились христиане и в других русских городах.
По приказу Ольги на Руси стали строить храмы и церкви. В 960 году в Киеве был освящен храм Святой Софии Премудрости Божией. Его главной святыней стал подаренный Константинопольским патриархом крест.
Как ни пыталась Ольга утвердить на Руси христианство, язычество до поры до времени брало верх. Родной сын княгини Святослав повелел убить некоторых киевских христиан и приглашенных матерью немецких миссионеров. В конце концов, чтобы отношения с сыном не разладились окончательно, Ольге пришлось держать при себе священника тайно.
Вскоре на Киев пришла беда, город осадили печенеги, и Ольга успешно обороняла столицу до тех пор, пока не подошел с войском ее сын и не снял осаду. Княгиня, будучи больной и предчувствуя свою скорую смерть, попросила Святослава не уезжать их Киева, пока она не умрет и не будет погребена.
Год спустя княгиня скончалась, попросив напоследок не справлять по ней языческую тризну, а по христианскому обряду Ольгу предал земле находившийся при ней священник. После Крещения Руси в 988 году внук Ольги, князь Владимир I Святославич, перенес мощи княгини и других христианских святых в построенную им церковь Успения Пресвятой Богородицы в Киеве.
Тело княгини сохранялось нетленным и это чудо могли видеть христиане, приходившие почтить память княгини, для которых открывалось специальное окошко, через которое был виден лик святой. У гроба первой правительницы Руси, принявшей христианство, отмечались случаи исцелений и благодатной помощи. Церковное почитание святой Ольги началось на рубеже X-XI веков, хотя официальная ее канонизация состоялась позднее, в первой половине XIII столетия.
Примерно тогда же имя Ольга стало святым, причем не только в русских землях, но и у других народов. На Московском соборе 1547 года Киевская княгиня Ольга была причтена к лику святых равноапостольных. Все же удивительная история этой женщины, жизнь которой проходила между лютой местью древлянам и ее крещением в константинопольской купели в течение всего десяти лет.
Автору всегда приятно, если читатели подписываются на канал. С признательностью Николай Бельков. С Крещением всех!