В эти дни отмечается одна из самых трагических дат российской истории. 18 января 1918 года большевики разогнали Учредительное собрание. Таким образом народ был лишен возможности определить свою судьбу после краха самодержавия.
Вместо него и за него это сделали узурпаторы. Они навязали народу свои «представления о прекрасном» и результаты этого насилия он расхлебывает до сих пор.
Проведения УС требовали ВСЕ политические силы того времени. Это была самая настоящая национальная идея. Чисто словесно она копировала французскую Assemblée nationale constituante. Но исторически она имела глубокие внутренние корни: в традиции Земских соборов.
Эта традиция заключалась в том, что на переломных этапах российской истории народ собирался (в таком варианте, который был технически возможен в тех условиях) и делал свой выбор. В 1613 году он учредил династию Романовых на престоле, а в 1649 - саму идею и юридическую конструкцию самодержавия, в которую было интегрировано крепостное право. Последнее было отменено в 1861 году, а первое рухнуло в феврале 1917-го. Но оба эти события не обладали высокой степенью легитимности. Если бы Александр II созвал для отмены крестьянского рабства Земской собор с участием представителей от крестьян, то и сама реформа пошла бы по другому, не столь болезненному для них варианту.
Но он это сделал своим указом. Свобода была сброшена народу как шуба с барского плеча, а не сознательно выбрана им самим. В результате позорный институт был отменен, но рабский дух его остался. То же самое произошло и с самодержавием в 1917-м: крах института, но не его сути.
Большевики знали, что делали: опираясь на эту суть, они успешно построили гораздо более страшную диктатуру, чем самодержавие.
В 90-е «демократия» была опять была сброшена с плеча: новую Конституцию привезли на танках и наспех проштамповали на референдуме. Не ТАК должен народ выбирать свободу после ее многовекового отсутствия.
Именно поэтому рабское наследие сегодня снова в фаворе и является самой главной «традиционной ценностью». Без учредительного собрания Россия так и будет управляться собранием учредителей кооператива «Озеро». Или какого-нибудь другого.
Значит ли это, что лозунг УС уже сейчас должен быть снова поставлен в национальную повестку дня? На этот вопрос я ответил в декабре на съезде партии «Яблоко».
Сергей Митрохин