Wall Street Journal
The Montessori Mafia
By Peter Sims
April 5, 2011 at 10:57 am ET
Может показаться смехотворной, возможной только в Нью-Йорке, история как мать Николь Импрешиа из района Манхэттен подала в суд на нетрадиционный частный детский сад своей 4-летней дочери за то, что они не смогли подготовить ее к вступительным экзаменам в частную школу.
Но будущее ее дочери и наше будущее могло бы быть гораздо ярче, если бы нас меньше настраивали на хорошие результаты в тестах и больше поощряли за открытия, как и делают в Монтессори классах. По иронии судьбы, образовательный подход Монтессори может стать самым верным путем в творческую элиту, в которой его выпускники настолько широко предстпвлегы, что можно заподозрить монтессори-мафию: основатели Google Ларри Пейдж и Сергей Брин, Джефф Безос из Amazon, пионер видеоигр Уилл Райт и основатель Wikipedia Джимми Уэйлс, не говоря уже о Джулии Чайлд и рэпере "P.Diddy".
Может, здесь что-то происходит? Есть ли в подходе Монтессори что-то такое, что способствует развитию креативности и изобретательности, чему мы все можем поучиться?
Генри Форд и Томас Эдисон были знаменитыми изобретателями, которые всю жизнь открывали новые способы делать вещи, постоянно импровизируя, экспериментируя, терпя неудачи и проводя повторные испытания. Прежде всего они были жадными до знаний и любознательными учениками.
Метод обучения Монтессори, основанный Марией Монтессори, предполагает совместную работу без оценок и тестов, разновозрастные классы, а также самостоятельное обучение и открытия в течение длительной монтессори сессии, в основном для детей в возрасте от 2.5 до 7 лет.
Мафия Монтессори обнаружилась в обширном шестилетнем исследовании образа мышления креативных руководителей бизнеса. Профессора Джеффри Дайер из Университета Бригама Янга и Хэл Грегерсен из всемирно известной бизнес-школы INSEAD опросили более 3 000 руководителей и взяли интервью у 500 человек, которые либо основали инновационные компании, либо изобрели новые продукты.
"Многие инновационные предприниматели также учились в школах Монтессори, где они учились следовать за своим любопытством", - говорит г-н Грегерсен. "Перефразируя знаменитую рекламную кампанию Apple, можно сказать, что инноваторы не только рано научились думать по-другому, но и действовать по-другому (и даже говорить по-другому)".
Когда Барбара Уолтерс, бравшая интервью у основателей Google господ Пейджа и Брина в 2004 году, спросила, является ли наличие родителей-профессоров в колледже одним из главных факторов их успеха, они вместо этого отметили свое раннее Монтессори-образование.
"Мы оба ходили в школу Монтессори, - сказал г-н Пейдж, - и я думаю, что это было частью того обучения, когда не нужно следовать правилам и приказам, а нужно быть самомотивированным, задавать вопросы о том, что происходит в мире, и делать вещи немного по-другому".
Уилл Райт, изобретатель бестселлера "The Sims", также хвалит Монтессори.
"Монтессори научила меня радости открытий, - говорит мистер Райт, - все дело в том, чтобы учиться на своих условиях, а не в том, чтобы учитель объяснял тебе что-то. SimCity вышла прямо из Монтессори..."
Между тем, по словам матери Джеффа Безоса, будучи дошкольником Монтессори, юный Джефф настолько увлекался своими занятиями, что воспитателям приходилось буквально поднимать его со стула, чтобы переходить к следующему заданию.
"Я всегда чувствовал, что в изобретателях, таких как Томас Эдисон, есть что-то важное, первопроходческое, - сказал г-н Безос, - и именно эту атмосферу открытий и стремится создать Монтессори".
Автор статьи о неврологии Джона Лерер ссылается на исследование 2006 года, опубликованное в журнале Science, в котором сравнивались успехи в учебе детей из Милуоки с низким уровнем дохода, посещавших школы Монтессори, и детей, посещавших различные другие дошкольные учреждения, которые были определены по результатам лотереи.
По словам исследователей, к концу детского сада среди пятилетних детей
"ученики Монтессори оказались значительно лучше подготовлены к начальной школе по чтению и математике, чем дети, не посещавшие школу Монтессори". "Они также лучше справились с тестами на "исполнительную функцию", способность адаптироваться к меняющимся и более сложным проблемам, что является показателем будущего успеха в школе и жизни".
Конечно, методы Монтессори идут вразрез с традиционными образовательными методиками. Например, нам дается очень мало возможностей для проведения собственных оригинальных экспериментов, а также практически нет права на неудачу или ошибку. Нас оценивают в первую очередь по правильности ответов. Гораздо меньше внимания уделяется развитию нашего творческого мышления, способности давать волю воображению и самостоятельно открывать новое.
Но большинство творческих личностей не начинают с гениальных идей, а открывают их.
Например, компания Google начиналась не с гениального замысла, а с проекта по улучшению поиска в библиотеках, за которым последовал ряд небольших открытий, позволивших создать революционную бизнес-модель. Ларри Пейдж и Сергей Брин не начинали с гениальной идеи. Но они определенно нашли ее.
Точно так же культура Amazon дышит экспериментами и открытиями. Г-н Безос часто сравнивает стратегию Amazon по разработке идей на новых рынках с "посадкой семян" или "хождением по слепым аллеям". Руководители Amazon учатся и открывают возможности по ходу дела. По словам г-на Безоса, многие попытки оказываются тупиковыми: "Но время от времени вы идете по переулку, и он открывается в огромный, широкий путь".
Возможно, это просто совпадение, что выпускники Монтессори возглавляют две самые инновационные компании в мире. Или, возможно, мафия Монтессори может дать уроки для всех нас, даже если для большинства из нас уже слишком поздно посещать Монтессори.
Мы можем изменить то, как нас учили думать. Это начинается с малых, достижимых способов, с увеличения количества экспериментов и любознательности. Те, кто работает с г-ном Безосом, например, считают его способность задавать вопросы "почему нет?" или "что, если?" в той же степени, что и "зачем?", одним из самых сильных его качеств. Вопросы - это новые ответы.