Вопрос детей, который остаётся без ответа. Порой неловко наблюдать за взрослыми людьми, которые впадают в ступор от вопроса "Зачем учиться?". Самый распространённый ответ приходит на ум многим современным родителям такой - надо учиться, чтобы получить образование, устроиться на хорошую работу и зарабатывать много денег. Или менее аргументированный : "Ну как же не учиться? Надо учиться!"
Или ещё мысль, мучающая детей : "Зачем учиться, если есть интернет? "Алиса" посчитает и расскажет, всё найдёт". Ну действительно, уже всё придумано и сделано, но детям дальше завтрашнего дня не видно, они не могут понять абсурдность этой мысли. Поэтому, не отмахивайтесь от этого вопроса, помогите ребёнку не увязнуть в этом глубочайшем заблуждении.
Вспомним себя в детстве, вопрос не нов! Только звучал раньше не так массово и не в смысле учёбы как таковой, а в отношении отдельных предметов. "Мне это никогда не пригодится!" - та ещё ловушка ума. Сама в неё попала с 6 класса в отношении математики и крепко уверовала, что никогда в жизни, слышите, никогда в жизни она мне не пригодится! Бог, мой, как я ошибалась...Поэтому
этот механизм рождения мысли "Зачем учиться?" знаю изнутри, досконально.
Что же заставило меня так заявлять, с такой убеждённостью? Столько лет прошло, а эмоциональность момента вспоминаю очень ярко. Ведь в 5 классе я любила математику! А после ненавидела. Ответ очень простой - я перестала понимать этот предмет! И началось непонимание с прихода в наш класс учителя математики, бывшего преподавателя ВУЗа. Как это было?
Класс стоял на ушах каждый урок, пока учитель увлечённо писал длинные формулы на доске, периодически стирая их рукавом пиджака. В таком гуле я помню, как начинала болеть голова, потому что я пыталась что-то уловить из объяснения. Домашние задания проверялись при обходе по партам. Со временем, я как и все, без стеснения, открывала страницу с домашкой прошлой недели и показывала учителю, который был "на своей волне". Так прошло 4 мучительных года. А что ж мои родители? Пытались объяснять, но тщетно. Нужна была помощь учителя, но им это в голову не приходило. Такого спроса на репетиторство как сейчас в стране не было.
Я не понимаю математику - поэтому она мне не нужна. Я не понимаю физику - поэтому она мне не пригодится и т.д., у каждого свой предмет-отказник. Современный вариант мысли звучит так: "Я НИЧЕГО НЕ ПОНИМАЮ - ЗАБЕЙ, ЗАЧЕМ ЭТА УЧЁБА ВООБЩЕ НУЖНА".
Если у вашего ребёнка проскакивает в речи " не хочу учиться", на самом деле, это сигнал вам, что пошло непонимание учебного материала. Уловите свою мысль - "Лентяй(ка), целыми днями в смартфоне сидишь" и запретите себе её думать. "Моему ребёнку нужна помощь в учёбе!!!" - рабочая мысль, начинайте думать именно её. Или непонимание превратится в лаву, залившую и сковавшую мышление дочери или сына.
Не хочу писать о школе, о школьной программе. Всё грустно. Поверьте, очень грустно. Ведь быстро изменить к лучшему школьное образование сложно, опять нужны десятилетия.
Но дети, они наши дети! Им-то помощь нужна ещё вчера. Как развернуть их мышление в сторону учёбы и ответить на вопрос "Зачем учиться? Как это пригодится?"
Во-первых, никаких "заработаешь много денег", потому что это ложь, сами знаете. Между уровнем образованности и материальным уровнем в наше время знак равно не стоит.
Во-вторых, ответ необходимо сделать лёгким, без нравоучения. Голос непринуждённый. Например, как поговорить с ребёнком возраста 7-11 лет. (Начальная школа).
-Ну зачем нужна эта учёба?
- О, Максим/Милана, всё просто, смотри зачем. Во время учёбы ты учишь свой мозг быстро думать. ( уже на этих словах глаза у ребёнка расширяются от удивления). Представляешь, большое количество знаний разгоняет скорость мысли. А зачем? Как думаешь? Зачем человеку развивать большую скорость мысли?
-Ну не знаю...( слушаем ответ и выводим на профессии)
- Смотри, скорость мысли позволяет быстро принимать верные решения. Представь врача скорой помощи, который спасает человека. Как думаешь, на какой скорости у него в голове пролетают мысли в поиске верного решения, как же наилучшим образом поступить и спасти жизнь?
-Ну на большой, понятно.
-А сколько врач тренирует свою скорость мысли знаешь?
-Неа
-11 лет в школе и 6 лет в институте, итого сколько? Верно, 16 лет!
-Ого!
-Дааа. Сейчас мы ещё не знаем, как в жизни ты будешь применять свою скорость мысли, но когда определишься, будет классно, если твоя мысль сможет быстро разгоняться и находить верные решения, правда же?
-Ну да, в принципе...
-Поэтому, мы с тобой одна команда, согласен/а? Давай вместе подумаем, как тебе помочь в учёбе. Что там тебе непонятно, какие трудности, расскажи. Главное, не волнуйся, всё решим. ( и решать.)
Можно поговорить о пилотах/стюардессах, полицейских, водителях, нянях, брокерах. Кстати, когда дети узнают о профессии брокера и как верное решение помогает потерять миллионы или заработать, очень впечатляются и начинают задумываться о важности учёбы.
А как показать ребёнку или ученику, что грамотность - билет в будущее? И "Алиса" будет знать только то, что знает человек? Довольно просто. На примере ИИ. Я демонстрирую как программа искусственного интеллекта понимает слово с орфографической ошибкой и правильно написанное. О том, что в будущем ИИ будет нам во многом помогать сомнений нет ( лишь бы не мешал). Но программирует всё же человек, поэтому программисты все люди грамотные и пишут без ошибок.
Вот как это выглядит для детей убедительно.
или
Ну и ещё один вариант убеждения, который для некоторых детей является единственным весомым стимулом развернуться к учёбе - это закон. Помню ученика 2 класса, который пытался доказать свою точку зрения, что с интернетом ему даже родители не нужны, он может уже сам через интернет зарабатывать и себя прокормить.
Ну ладно, тем интереснее, подумала я и завела его в тему устройства общества. Кто ты, где живёшь, что помогает людям жить в больших странах и что управляет жизнью миллионами людей. Вышли на законы. На обязанность родителей по закону дать своим детям школьное образование. Ну и право на труд обсудили. С какого возраста можно трудиться и с какого возраста работодатель может взять на работу и оплачивать труд. Как говорится, ученику ничего не оставалось, как изучить все обстоятельства дела и согласиться, что сейчас для него время учиться. И, кстати, после той беседы, его интерес к учёбе медленно, но стал расти. При постоянном стимулировании, конечно, с моей стороны и при поддержке родителей.
А есть ли у вас рабочие фразы для ответа на этот вопрос? Делитесь в комментариях, возможно ваш положительный опыт будет кому-то очень полезен. Уж мне точно!
Благодарю за прочтение! Если нашли похожие мысли, оставляйте реакцию "Понравилось" или заимствованное " Like".