19 января по православному календарю празднуется Богоявление или Крещение Господне. Событие описывается во всех четырёх Евангелиях - от Иоанна, Луки, Марка и Матфея.
Наверное, самое знаменитое Богоявления изображено на картине Алексанрда Иванова "Явление Миссии". Огромное полотно хранится в Третьяковской галерее. Его знают как "Явление Христа народу".
В Рыбинске Ярославской области, в историко-художественном музее мы увидели два образа события Богоявления (Крещения Господне).
Происхождение одного из них не установлено. Специалисты выяснили, что образ написан в XVI веке.
Что интересно в этой иконе? Во-первых, фронтальное изображение Спасителя. Такая поза Иисуса была характерна для ранней византийской иконографии. В новгородской традиции фигуру Христа писали в полуповороте к Иоанну Крестителю.
Поза Иисуса больше напоминает московскую школу иконописи. О происхождении иконы из первопрестольной говорят и протянутая к Христу рука Преттечи, и позы и одежды ангелов-восприемников.
Обратите внимание, как в этом образе выделен лик Христа - не только нимбом, но и расходящимися потоками реки Иордан.
Поздняя икона, начала XX века повествует о том же событии - Крещении Господнем.
Этот образ происходит из Санкт-Петербурга, но писал его палешанин, то есть мастер из Палеха И.Удалов. Известен точный год создания образа - 1907.
Здесь иконографический извод тоже отличается необычным взглядом на событие. Обратите внимание на расположение Иоанна Крестителя по отношению к Спасителю. Обычно его пишут по правую руку от Христа, по левую от зрителя. На удаловской иконе расположен по левую руку от Иисуса.
Следующая деталь - белая ленточка с надписью на средокрестии длинного креста Иоанна Предтечи. Её мастер явно заимствовал из европейской трактовки Богоявления, скорее всего - немецкой.
А как красиво написана природа! Кажется, что художник писал пейзаж с натуры. Всплохами зари по-васнецовски пылает горизонт. Его розовые лучи окрашивают рябь воды, дают нежный оттенок прибрежным камням.
Специалисты сравнивают извод Крещения Господня Удалова с работой академика Т.А.Неффа из храма Христа Спасителя. (Эх, жаль, там нельзя фотографировать, я бы приложила снимок).
Образ необыкновенно красивый, от него трудно оторвать взгляд, который купается в иллюзорной чувственности природы, рассматривает и удивительный закатный пейзаж, и изящные фигуры на иконе-картине. Лишь рамка образа, выполненная в технике орнаментальной "плетёнки" возвращает глаз в лоно условности иконного языка.
Статьи на тему иконографии образов собираю в разделе "Святыни".