Найти в Дзене
Случайные знания

Право руля! Как зародилось левостороннее и правостороннее движение?

Оглавление

Задумывались ли вы, почему большинство дорог мира (66 %) ориентированы под правостороннее движение? Почему за много лет страны не пришли к консенсусу по поводу направления движения?

Исторические предпосылки такого разделения возникли задолго до появления первых международных ПДД. Причем здесь рыцари и противостояние Наполеона с Британской империей? Как шведы за один день «переехали» на другую сторону дороги? Обо всем в сегодняшней статье.

Зарождение дорожного движения

Начну с того, что первые правила дорожного движения появились при Юлии Цезаре. В частности, он запретил колесницам передвигаться по Риму в «рабочее» время», а некоторые улицы сделал односторонними.

Археологические раскопки подтверждают, что в Римской империи придерживались левой стороны дороги.

Как известно, большинство людей в мире (почти 90%) являются правшами. Отсюда и пошел обычай левостороннего движения: при верховой езде удобнее было держать правую («рабочую») руку возле меча: чтобы дать отпор или нанести удар встречному всаднику.

А еще садиться на лошадь удобнее слева, так как в этом случае меч, расположенный слева, доставляет меньше неудобств.

Древние правила дошли и до Средних веков, так как рыцарям, так же как и древнеримским воинам, требовалось держать правую руку наготове, чтобы в любой момент вытащить из ножен меч для защиты или атаки.

В 1300 году Римский папа Бонифаций VIII впервые задокументировал норму, издав буллу (папскую грамоту), в которой обязал приезжающих в Рим верующих придерживаться левой стороны дороги.

А вот первый законодательный акт о левостороннем движении появился в 1756 году в Великобритании. Экипажам следовало проезжать Лондонский мост по левой стороне, а нарушителей штрафовали на фунт серебра.

Спустя 20 лет «Дорожный акт» закрепил левостороннее движение на всех дорогах Англии, в том числе железных.

Формирование правостороннего движения

Когда люди перестали смотреть друг на друга, как на потенциального врага и ездить с оружием, на дорогах начало зарождаться правостороннее движение.

Оказалось, что оно было удобнее для правшей: легче свернуть на обочину, натянув вожжи более сильной правой рукой.

Постепенно привычка перешла в общепринятую норму, но не во всех странах.

Верные традициям британцы не стали переходить на правостороннее движение. Кроме того, они распространили левостороннее движение в своих многочисленных колониях.

Доводы англичан не были лишены смысла.

  • Во-первых, это была забота о людях: кучер специально держался левой стороны, чтобы случайно не задеть прохожих кнутом, которым подгонял лошадей.
  • Во-вторых, жители Британии уповали на физиологию: при движении по левой части дороги активна правая часть тела, которая лучше развита у правшей. Следовательно, водитель лучше оценивает дорожную ситуацию, управляя машиной правой рукой и в большей степени правым глазом.
Забегая вперед, скажу, что в странах, где закреплено левостороннее движение, случается меньше аварий. Это показало исследование 1969 года.

И все же, почему мир выбрал правую полосу? А вот здесь вмешалась политика!

Политические разногласия

Как известно, Британская империя была крупнейшей в новой истории, занимая четверть суши и управляя ¼ частью населения Земли.

Естественно, такой уклад не устраивал многих политиков, поэтому они шли наперекор устоям англичан, не имея для этого объективной причины.

Наибольшую роль в этом сыграл Наполеон Бонапарт, который стремился разрушить господство Соединенного королевства. Своим указом Император установил правостороннее движение в своих владения.

Влияние Франции было столь огромным, что многие страны Европы - союзники Наполеона, также перешли на правую сторону. А вот те, кто противостоял наполеоновской армии - Австро-Венгрия и Португалия - стали «левыми». Однако лишь до XX столетия.

В США тоже стремились избавиться от наследия колонизаторов. Есть мнение, что французский генерал Мари-Жозеф Лафайет, активный участник американской войны за независимость, убедил новые власти поменять направление движения.

А вот Австралия после приобретения независимости от Британии не стала переучивать местное население, оставив левостороннее направление.

Если говорить об азиатских странах, то интересная история Японии. Здесь свои истоки левостороннего движения. Самураи ездили верхом на лошадях с катанами на левом боку, которые не имели никакой защиты в виде чехла или ремня.

Так вот, чтобы не спровоцировать бой, случайно задев меч другого самурая, всадники придерживались левой стороны дороги. Постепенно обычай закрепился в указе Императора.

Корея, освободившись от оккупации Японии, перешла на правостороннее движение в 1946 году.

В Китае зафиксировано правостороннее движение, но при этом в специальных административных районах - в Гонконге и Макао придерживаются левостороннего движения.

А вот власти Самоа, заметив, что местный автопарк в основном состоит из подержанных «праворуких» авто, издали закон о движении по левой стороне.

День на перестройку

В XX веке страны Европы стандартизировали правила дорожного движения, закрепив в том числе правостороннее направление.

Последней страной, которая совершила переход, стала Швеция. Этот исторический эпизод довольно интересный.

Вопрос о правостороннем движении был вынесен на референдум, и шведы высказались против. Но спустя пару лет парламент вопреки народному мнению, обозначил 3 сентября 1967 года как день перехода с левостороннего на правостороннее движение, чтобы соответствовать стандарту большинства стран Европы.

Развернулась масштабная рекламная кампания: крутили ролики по TV, выпускали одежду с логотипом «Н» (Högertrafik - правостороннее движение), сочиняли песни вроде «Держись правее, Свенссон» и пр.

И вот в назначенный день в 4:50 утра весь транспорт остановился, затем поменял направление и в 5:00 продолжил движение, но уже по новым правилам.

В первые дни власти установили минимальную разрешенную скорость, чтобы избежать ДТП, которых, кстати, почти не было, настолько водители были острожными и внимательными. Правда, со временем все вернулось на круги своя.

А как в России? В Российской империи движение по правой стороне закрепила Елизавета Петровна в 1752 году. Однако в письмах времен Петра I уже упоминается обычай придерживаться правой полосы. Так что никаких перестановок!

📌Ставьте 👍, если было интересно и подписывайтесь на канал!

Пройти по историческим следам. Дороги, сохранившиеся с Древних времён
Случайные знания3 сентября 2023