Найти в Дзене
Палитра калейдоскопа

История балерин, опоясанных блокадным Ленинградом.

Во время блокады Ленинграда, которая продолжалась с 1941 по 1944 год, в городе царил голод и ужас. Но были люди, которые продолжали творить и вдохновлять окружающих.

Мой рассказ о балеринах.

В это время в городе осталось немало артистов, которые впоследствии объединились и стали работать в разных художественных мастерских Кировского театра. Но 19 сентября в здание театра попала бомба и играть спектакли стало невозможно. Одну группу артистов возглавила Агриппина Яковлевна Ваганова - человек невероятно трудолюбивый, целеустремленный и преданный своему делу.

А. Ваганова
А. Ваганова

Она родилась в 1879 году в Санкт Петербурге. Агриппина с детства хотела танцевать. И в возрасте 10 лет она поступила в театральное училище по классу балета. В 1895 году Ваганова закончила училище, получив на экзамене 11 баллов из 12. До 17 лет Агриппина находилась в училище, а после ее приняли в труппу Кировского театра. У нее не было, как говорят, природных задатков: она не была высокой, изящной, пластичной и поэтому, ей приходилось очень много работать и постоянно подолгу оттачивать свое мастерство.

А. Ваганова
А. Ваганова

Критики прозвали ее "королевой вариаций". Балерина выработала свой стиль, у нее были сильные прыжки и отточенные движения. Только к концу карьеры она пришла к званию балерины. В 1931 году Ваганова стала художественным руководителем балета Мариинского театра. В1934 году получила звание Народной артистки РСФСР. В 1937 году она вновь вернулась к преподаванию. Когда началась война и артистов Кировского театра эвакуировали в Пермь, она осталась в Ленинграде. Самые тяжёлые переживания Агриппина испытала в первые дни войны. Её сын с женой находились на границе Польши и Германии. Вернулись они только в середине июля. 22 июня репетиция в театре прошла, как в тумане. Но уже на следующий день люди были собраны, все знали, что им делать и как делать.

26 июня выпускной спектакль все же состоялся.

Заканчивала школу и Нонна Ястребова - ученица Вагановой . Она тоже осталась в Ленинграде. До возвращения театра из эвакуации танцевала в армейских ансамблях и в балетном коллективе, которым руководила О. Иордан. Они выезжали с концертными бригадами в действующую армию. После того, как театр вернулся из эвакуации, Нонна вернулась в труппу и прослужила до 1964 года.

Н. Ястребова
Н. Ястребова

В своем дневнике Нонна писала : " Не знаю что было труднее - выступать под пулями....или после двухлетнего перерыва вернуться к своей профессии....я сняла кирзовые сапоги, военную форму... Надо было надевать пуанты и все начинать сначала: вставать к станку и делать экзерсис, а ноги не поддавались, мышцы одеревенели, тело не слушалось, спина не гнулась.... Я говорила себе - должна!!!"

Помимо концертной деятельности артистам приходилось выполнять общественные работы по противовоздушной обороне. Агриппине Яковлевне Вагановой шел седьмой десяток, она так же была подвижна, активна, имела бодрый вид, всегда была собрана. Её выбрали депутатом райсовета и ей постоянно приходилось быть всегда и везде первой. Ночами они делали обход территории.

Когда разбомбили Кировский театр, спектакли проходили в Народном театре. Она писала: "Блокада переживалась и переживается артистами с героическим терпением." В 1942 году Ваганова приехала в Пермь, сильно похудевшая. Очень тяжело далась ей блокадная зима. Первый раз все увидели ее возраст. Конечно, она была счастлива, что опять воссоединилась со своим театром. И почти сразу начала работать. Женщина невероятно терпеливая, выносливая и преданная своей профессии. Последнее время она сильно болела. Скончалась в 1951 году. Её именем было названо хореографическое училище , ныне Академия русского балета имени А. Я Вагановой.

Ольга Иордан - тоже ученица Агриппины Вагановой. Родилась она 18 мая 1907 года в Петербурге. Она с детства знала, что будет танцевать. Несмотря на свою внешность, не отличавшуюся идеальным стройным совершенством, Ольга обладала искусством передать настроение и красивыми изящными движениями.

О. Иордан
О. Иордан

В 1941 году у нее погибает муж, Кировский театр эвакуируют в Пермь, она остаётся в Ленинграде со своей больной матерью. Холод, отсутствие воды, еды, отсутствие электричества, канализации, постоянные бомбардировки - теперь это её суровые будни. Часто она выезжала в составе актерской группы в воинские части Ленинградского фронта для поднятия духа бойцов Красной Армии.

О. Иордан
О. Иордан

Кроме того Ольга сама создала свою небольшую балетную труппу, выступавшую в тяжёлых блокадных условиях. Голодные, окоченевшие от холода артисты самоотверженно трудились, не жалея своих сил. Никогда она не проходила мимо слабых и больных, хотя уже к 1942 году сама была сильно истощена и не раз падала в голодные обмороки за кулисами. В блокадном городе у Ольги открылась ещё одна грань таланта - балетмейстера. В 1944 году из эвакуации вернулся театр и там она продолжала танцевать в спектаклях. В это время она создала первый в мире экспериментальный класс, в который набирала девочек не с 5 лет, а с 10. Но она знала, что делала. Выпускницы ее класса стали солистками ведущих театров страны.

Ещё одна героическая женщина и талантливая танцовщица - Наталья Сахновская, родилась в 1908 году в Ленинграде. Закончила Ленинградское хореографическое училище и была принята в труппу Кировского театра оперы и балета. Там она танцевала с Робертом Гербеком, за которого впоследствии вышла замуж. В 1941году она с мужем и семьёй не смогла эвакуироваться. К первому эшелону они не успели, а второго уже не было. С больными родителями, с сестрой инвалидом и больным мужем она осталась в Ленинграде. Все артисты должны были продолжать работать, выступая с концертами в госпиталях, на заводах, на передовой.

Н. Сахновская, Р. Гербек
Н. Сахновская, Р. Гербек

Они входили в труппу "Блокадного" театра, который организовала Ольга Иордан. Очень трудно было балеринам скрывать свое истощение. Чтобы не пугать зрителей худобой им приходилось на руки надевать перчатки, а плечи покрывать пелериной. Иногда в день приходилось давать по четыре концерта в разных местах. Разогреться не успевали, от этого ноги отекали, сосуды лопались. Даже военные были удивлены и не могли понять, где они берут силы, чтобы выступать. А сил, действительно было совсем мало, не хватало дыхания, ноги заплетались. Иногда, даже не удавалось закончить номер - теряли сознание. И вот долгожданное....

27 января 1944 года полностью разгромлен враг под Ленинградом! Блокада снята!

И свет вошёл в их дома, в их жизнь, в их души!

Это лишь малая часть имён и фамилий таких хрупких на первый взгляд, но невероятно сильных и мужественных женщин - балерин.

Несмотря на тяжелейшие условия жизни, они находили в себе силы поддерживать тех, кто больше всего в этой поддержке нуждался - это люди, которые трудились на производстве и солдаты на передовой, которые отдавали свои жизни за то, чтобы жили другие.

Эти девочки стали символом непоколебимости, силы, мужества и красоты.

Только моральная сила советского человека могла дать возможность преодолеть нравственные и физические муки, остаться духовно здоровым, верным своему призванию, городу, своей Родине!

Иллюстрации взяты из открытых источников.

Подписывайтесь на мой канал. Буду рада.

Если статья понравилась, оцените ее пожалуйста.