Найти тему
Парламентская газета

Госорганам не позволят размещать рекламу в запрещенных соцсетях

  freepik.com
freepik.com

Чиновникам и государственным организациям хотят запретить размещение рекламы и приобретение платных услуг у иностранных сервисов, работа которых ограничена на территории России. О подготовке соответствующего законопроекта замглавы Комитета Госдумы по информационной политике Антон Горелкин сообщил в пресс-центре «Парламентской газеты» 18 января. Отечественные соцсети стремительно набирают популярность и вскоре все рекламные бюджеты не только госорганов, но и местных компаний, а также популярных блогеров будут оставаться в России, считают эксперты.

Ни копейки из бюджета

Работу запрещенных соцсетей Антон Горелкин сравнил с даркнетом — теневым сегментом интернета, где зачастую распространяется незаконная информация. Instagram*, по его словам, прекратил всякое сотрудничество с российской властью, а значит, совершаемые с его помощью преступления могут остаться безнаказанными. Сегодня эту соцсеть используют мошенники всех мастей, уверен парламентарий, а российских пользователей там всячески дискриминируют.

Аудитория Instagram за два года значительно сократилась, среднесуточный охват среди всего населения составляет только пять процентов. Но, несмотря на это, некоторые пользователи продолжают размещать в запрещенной соцсети рекламу. Такие активности, по словам Антона Горелкина, фиксирует Роскомнадзор. «И, что самое удивительное, делают это даже представители госорганов, — сказал Антон Горелкин. — Мы сейчас готовим законопроект о запрете государственным организациям дотировать запрещенные в России соцсети, размещать в них рекламу. В ближайшее время подготовим его и внесем в Госдуму».

Реклама в Instagram позволяет увеличить просмотры публикации, это может поднять популярность бренда, компании или конкретного человека, привлечь внимание к добрым делам чиновника. Тратить бюджетные средства на продвижение в запрещенных в России соцсетях нельзя, убежден Антон Горелкин. При этом он не уточнил, какие санкции за это установит будущий законопроект.

Кому чеснок, кому Comedy

По данным компании Mediascope за 2023 год, 85 процентов времени использования соцсетей приходится на три основные площадки: «ВКонтакте», Telegram и Facebook*. Российский ВК остается лидером по количеству пользователей, обращающихся к ресурсу хотя бы раз в месяц, рассказал в пресс-центре «Парламентской газеты» замдиректора исследовательской компании.

Telegram лидирует по времени потребления контента благодаря растущей аудитории и ее вовлеченности в распространяемую информацию. Каналы в соцсети читают 72 процента всех пользователей, причем 70 процентов этих каналов имеют информационный и политический характер. На втором месте с большим отрывом — развлекательный контент, за ним следуют каналы магазинов и скидок.

На YouTube приходится 62 процента всего видео в интернете, это 7 процентов от всего медиапотребления россиян, включая традиционное телевидение. На американском сервисе люди прежде всего ищут развлечения и музыку, но интересы аудитории различаются в зависимости от возраста. Самым популярным роликом в конце 2023 года у людей 12-24 лет был новый клип Моргенштерна**, тогда как зрители 55+ узнавали, как посадить чеснок осенью. Люди среднего возраста чаще всего смотрели мультики и Comedy Club.

Пятерка самых популярных соцсетей у россиян по времени использования: Telegram, «ВКонтакте», TikTok, «Одноклассники», Instagram.

Где найти губернатора

Больше года в России действует закон, обязывающий органы власти и госучреждения вести страницы в отечественных соцсетях. На платформы, в первую очередь «ВКонтакте», переехали даже школы и больницы, сообщил заместитель гендиректора автономной некоммерческой организации «Диалог Регионы» Андрей Цепелев. Там проводят прямые эфиры, организуют родительские чаты и групповые созвоны. Доступен функционал для записи к врачу прямо из соцсети. А в городских пабликах чиновники оперативно реагируют на жалобы жителей. Рост аудитории госпабликов в 2023 году составил восемь миллионов пользователей.

«Все губернаторы и главы районов, многие из которых раньше имели аккаунты в Instagram, перешли в связки «ВКонтакте» + Telegram», — заключил Андрей Цепелев.

Что умеет «РосФейк»

Новые российские соцсети тоже развиваются, хотя еще и не попадают в топ по популярности. Впрочем, скоро ситуация может измениться, предположил исполнительный директор Ассоциации коммуникативных агентств Валентин Смоляков: «За два года рынок рекламы в интернете ничего не потерял, за исключением иностранных платформ, но деньги, которые вкладывали туда пользователи, постепенно переходят на наши ресурсы. Качество и количество российского контента растет, за ним идет аудитория. Еще год-два, и мы вообще не вспомним про иностранные соцсети».

Соцсеть LOOKY запускалась как российский аналог Instagram, но чтобы выдерживать конкуренцию и дальше расти, необходимо придумывать и что-то свое, констатировала глава компании Татьяна Баринова: «Мы используем искусственный интеллект, что позволяет разнообразить контент. Новые аккаунты набирают у нас аудиторию в четыре раза быстрее, чем в запрещенной соцсети».

У российского TenChat — своя фишка, его глава Михаил Слободинский предложил запустить проект «РосФейк», через который может быть верифицировано любое электронное сообщение: «Мы сможем проверять любую информацию на достоверность, в итоге личность человека будет сложнее подделать».

В Госдуме следят за развитием отечественных сервисов. Антон Горелкин согласился, что с ростом функционала соцсетей они будут завоевывать все большую аудиторию. Процесс запущен, его не остановить, заключил депутат.

* Принадлежат корпорации Meta, деятельность которой запрещена в России как экстремистская.

** Признан физическим лицом — иностранным агентом.