Найти в Дзене
Загадки истории

Почему вдова советского генерала, которого реабилитировали, не получила назад своё имущество?

Оглавление

Речь в статье пойдет о семье генерал-лейтенанта Ивана Иосифовича Проскурова, которого расстреляли осенью 1941 года.

А начиналось всё очень хорошо.

Головокружительная карьера

И.И. Проскуров в 1934 году окончил лётную школу, а в 1936-м его направили в Испанию, откуда он вернулся Героем Советского Союза. Уезжал старшим лейтенантом, а вернулся майором.

Находясь в Советском Союзе, Проскуров стал командиром бригады. Далее – заместителем наркома обороны и руководителем Разведывательного управления РККА. В 1940-м Иван Иосифович получил звание генерал-лейтенанта.

У этого человека было всё. Он жил в знаменитом Доме на набережной в Москве (улица Серафимовича). Иван Иосифович был любимцем Иосифа Виссарионовича Сталина.

Генералу было позволено многое. Проскуров свободно высказывал своё мнение по широкому кругу вопросов, ничего не опасаясь.

Однако довольно быстро милость Сталина сменилась на гнев.

Как известно, перед Великой Отечественной войной в армии провели большую чистку. Даже Константин Константинович Рокоссовский – один из маршалов Победы – под неё попал.

Но Проскурову совсем уж не повезло. Рокоссовский вышел на свободу, вернулся к командованию войсками и стал одним из тех, кто внес огромнейший вклад в нашу Победу.

Проскурова же арестовали в конце июня 1941 года – спустя несколько дней, после начала Великой Отечественной.

В октябре того же года Ивана Игнатьевича расстреляли. А его жену отправили в лагеря, где она провела несколько лет, подорвала здоровье.

Реабилитация

В 1953 году Иосиф Сталин ушел из жизни. Началась борьба за власть, в которой выиграл Хрущев.

Никита Сергеевич выступал против культа личности Иосифа Виссарионовича. Он реабилитировал многих из тех, кого осудили при Сталине. Увы, Ивана Иосифовича Проскурова вернуть в наш мир нельзя было. Но генерал-лейтенант был реабилитирован (посмертно). Его вдова получила право на возвращение конфискованного имущества.

Однако это право так и не осталось реализованным.

А возвращать было что.

Как я указала выше, семья Проскуровых жила очень хорошо. Иван Иосифович проживал с супругой в знаменитом Доме на набережной. В его собственности был автомобиль «Рено». Кроме того, семья владела:

· мебелью из ценных пород красного дерева;

· наградным холодным оружием;

· коллекцией грампластинок и многим другим.

Водились и деньги. Всё имущество, вместе с финансовыми средствами, оценивалось в сумму, примерно равную миллиону рублей.

Откуда у Проскурова было столько всего ценного – вопрос, на который сложно дать ответ.

Я не думаю, что генерал был предателем, что ему платили представители иностранных государств.

Скорее, ответ на вопрос о деньгах заключается в том, что Иван Иосифович долгое время был в фаворитах представителей высшей власти в Советском Союзе.

Самое важное во всей этой истории, что Александра Игнатьевна Проскурова смогла получить лишь скромную компенсацию от государства, но не вернула деньги и имущество.

Почему не удалось возвратить конфискованное

Когда вдова генерала получила свободу, то она обратилась к Клименту Ефремовичу Ворошилову, занимавшему пост председателя Президиума Верховного совета СССР.

Маршал был дружен в своё время с генерал-лейтенантом Проскуровым. Вдова последнего надеялась, что Ворошилов поможет – по старой памяти. Ведь Ивана Иосифовича реабилитировали.

И Климент Ефремович, действительно, не отказал. Он инициировал процесс возврата конфискованного имущества вдове реабилитированного генерала.

Впрочем, закончилось это не так, как ожидала Александра Игнатьевна.

Ей пришла официальная бумага с информацией о том, что вернуть имущество не представляется возможным.

Случилось следующее:

когда против Проскурова возбудили дело, его супруга ещё какое-то время находилась в Москве. Позже её эвакуировали в Куйбышев, а уже потом отправили в лагеря – когда генерала расстреляли.

В это время, согласно официальной версии, имущество генерал-лейтенанта похитили управляющий Дома на набережной Михаил Бобков и его подчиненные.

Преступники были установлены. Их отправили на фронт в качестве штрафников.

Что стало с имуществом генерал-лейтенанта – этого вдове не объяснили. Ничего не вернули.

Дело ясное: всё украли злоумышленники. Но дело тёмное: почему Александре Игнатьевне ничего не вернули?

Более вдова генерала этим делом не занималась. Посчитала, что нет смысла. Или же дали ясно понять, что следует довольствоваться той небольшой компенсацией, которую государство выдало.