15 января исполнилось 13 лет со дня основания Следственного комитета России. Сегодня ведомство расследует тяжкие и особо тяжкие преступления, в том числе экономические, должностные, убийства и другие резонансные происшествия. Мы поговорили с опытным сотрудником СК и молодым специалистом из Югры, чтобы узнать, чем отличается взгляд на службу у представителей разных поколений.
Героями интервью стали старший следователь следственного отдела по городу Когалыму, майор юстиции Артем Александров, который проходит службу в следственных органах СК России с 2011 года, и выпускница Санкт-Петербургской академии Следственного комитета РФ, следователь Нефтеюганского межрайонного следственного отдела Диана Кудайбергенова с двухлетним стажем работы. Оба следователя ответили на семь одинаковых вопросов.
– Почему вы пришли в профессию? Артем Александров:
– Мой отец работал следователем прокуратуры в отделе по расследованию умышленных убийств и бандитизма, я всегда им гордился и хотел пойти по его стопам.
Диана Кудайбергенова:
– Интерес к работе в правоохранительных органах появился благодаря моему отцу, который много лет отдал службе в системе МВД. Но мой выбор пал на работу следователя СК России, поскольку именно решение следователя восстанавливает справедливость путем привлечения к ответственности виновных в совершении преступлений.
– Какая категория дел, на ваш взгляд, самая сложная, вызывает повышенный общественный резонанс? Артем Александров:
– Когда я начинал свой профессиональный путь, наибольший резонанс вызывали коррупционные, должностные преступления, преступления, совершенные лицами особого статуса. Что касается работы в настоящее время, мы наблюдаем, что сейчас общество остро реагирует на нарушение социальных прав граждан – это и проблемы жилищной сферы, долевое строительство, ЖКХ, нарушение прав социально незащищенных категорий граждан: детей-сирот, пожилых людей, лиц с инвалидностью. Руководство и следователи СК России не остаются в стороне от этих ситуаций и в пределах своих полномочий оказывают помощь в решении данных вопросов.
Диана Кудайбергенова:
– На мой взгляд, самая сложная категория уголовных дел именно для расследования – экономические преступления. Это многотомные уголовные дела, расследование которых требует глубокой аналитической работы, своевременного назначения финансовых и бухгалтерских экспертиз, понимания предмета доказывания.
– Какое самое сложное дело в вашей карьере? Артем Александров:
– Когда я работал следователем в другом субъекте, я расследовал преступление, совершенное в отношении малолетнего ребенка. Неизвестный преследовал девочку-первоклассницу, зашел за ней подъезд, где совершил преступление сексуального характера. Велись активные поиски преступника, по всему городу были развешены фотороботы, но преступление оставалось нераскрытым. Летом того же года я приступил к расследованию другого особо тяжкого преступления – мужчина избил до смерти своего знакомого, и, когда я работал с обвиняемым, понял, что он очень мне напоминает мужчину с фоторобота. Я во взаимодействии с сотрудниками уголовного розыска стал отрабатывать эту версию, личность была предъявлена для опознания девочке (в условиях, исключающих видимость обвиняемого), и девочка указала на него как на лицо, совершившее преступление. В результате работы удалось собрать доказательства, мужчина был осужден на длительный срок заключения.
Диана Кудайбергенова:
– В моем производстве сейчас находится уголовное дело о невыплате заработной платы работникам коммерческой организации. Сложность расследования заключается в большом количестве потерпевших, которые проживают не только в Югре, но и в других регионах России. Моя задача – принять все предусмотренные законом меры, чтобы справедливость была восстановлена и работникам предприятия возместили полную сумму ущерба, причиненного преступлением. Немалую часть задолженности уже удалось возместить, но впереди по-прежнему серьезная и кропотливая работа.
– Кого больше в вашем коллективе – мужчин или женщин? Кому, по вашему мнению, больше подходит профессия следователя? Артем Александров:
– Убежден, что и женщины, и мужчины могут быть асами следствия. Тем не менее, когда я начинал службу, женщин-коллег было меньше. Сейчас есть следственные отделы, где сотрудниц прекрасного пола больше, чем мужчин. Но на качество работы гендерная принадлежность не влияет.
Диана Кудайбергенова:
– В нашем коллективе больше женщин. На мой взгляд, профессия следователя не зависит от пола. Главное, чтобы у человека был интерес к работе. Возможно, некоторые категории дел легче даются женщинам, а некоторые мужчинам.
– Как вы видите свою реализацию в профессии в будущем и что в итоге хотите получить от работы в Следственном комитете России? Артем Александров:
– Своей главной задачей считал и продолжаю считать профессиональное исполнение служебного долга – защиту прав граждан от преступных посягательств, привлечение к ответственности виновных путем качественного сбора доказательств в соответствии с законом.
Диана Кудайбергенова:
– Хочется и дальше помогать людям. Восстанавливать их нарушенные права. Конечно же, задумываюсь о карьерном росте после получения необходимого опыта.
– Какими профессиональными компетенциями должен обладать современный следователь? Артем Александров:
– Когда я пришел на службу, моей настольной книгой была свежая редакция уголовного и уголовно-процессуального кодекса. Электронных помощников в телефоне, естественно, у нас не было. Мы должны были знать УК РФ и УПК РФ наизусть и обязательно иметь под рукой бумажную версию. Помню, как распечатывали обновления и вклеивали листы в кодексы. Все время следили за появлением новых редакций сборников. В начале моего трудового пути очень ценились умения самостоятельной фиксации, изъятия следов преступления, проведения самостоятельного осмотра. Не всегда на место происшествия, особенно в труднодоступных населенных пунктах, могли приехать судебно-медицинские эксперты, эксперты и криминалисты МВД, поэтому приходилось рассчитывать только на себя. Все следственные действия нередко проводил сам. Третий важный навык – коммуникационное взаимодействие с сотрудниками полиции, умение правильно дать им поручения, поставить задачу, получить информацию. Это было и остается важнейшей составляющей в работе.
Диана Кудайбергенова:
– Следователь должен обладать навыками использования современных технологий, в том числе уметь свободно пользоваться мобильными устройствами, приложениями, понимать, как работают социальные сети. Теперь они помогают делать характеристику личности фигурантов. С мобильных устройств часто изымается информация, которая имеет значение для следствия. УК и УПК РФ переместились в мобильный телефон. Правовые программы обновляются быстро, и отслеживать изменения в законодательной базе стало проще. Важными для следователя остаются коммуникативные навыки. Это основа эффективного взаимодействия с людьми, в том числе с коллегами из других правоохранительных органов.
– Назовите личные качества, необходимые следователю. Артем Александров:
– Наша работа требует стрессоустойчивости и терпения. И эти качества надо развивать, в противном случае может быстро произойти профессиональное выгорание. Кроме того, важны вежливость, внимательность, тактичность при общении с гражданами: и с потерпевшими, и с обвиняемыми. Нужно всегда оставаться в первую очередь людьми, несмотря на процессуальный статус. Также залогом успеха считаю умение грамотно планировать свое время и быть дисциплинированным.
Диана Кудайбергенова:
– Сдержанность, умение выслушать и посочувствовать, умение быстро адаптироваться к новым обстоятельствам, местам, людям, динамично меняющемуся законодательству.
Служба в Следственном комитете России – это больше, чем просто работа. Это образ жизни и призвание, которое требует от сотрудников высокого уровня дисциплинированности и профессионализма. Несмотря на то, что за полтора десятка лет многое изменилось как в общественно-политической структуре государства, так и в сознании людей, сотрудники следствия остаются верны принципам гуманизма и продолжают стоять на страже закона.
Читать в источнике
Следователь: принципы вне времени
6 минут
20 прочтений
18 января