Неизвестная «Болезнь X» рискует обернуться волной смертей, которых будет в 20 раз больше, чем при пандемии COVID-19. Такие данные облетели сегодня буквально все СМИ и социальные медиа. Внимание общественности новый недуг приковал после известия о том, что ему будет посвящено одно из мероприятий экономического форума в Давосе 17 января. Информация о невероятном уровне смертности в результате болезни была предоставлена в анонсе на сайте ВЭФ со ссылкой на ВОЗ. Обескураживающие числа не могли не наделать шума.
Что скрывается под загадочным названием
Внезапно для широкой публики, предположившей, что понятие только-только вошло в обиход, термин «болезнь X» (англ. «Disease X») был введён до распространения коронавируса — в 2018 году. В обиход его ввела Всемирная организация здравоохранения.
Свои пояснения о том, что же это за заболевание, дал доцент Медицинского университета имени И. М. Сеченова, иммунолог Николай Крючков.
— Есть перечень инфекций с высоким пандемическим потенциалом, которые либо уже вызывали пандемию, либо способны на это — коронавирусы, грипп, геморрагические лихорадки, вирус Зика и ряд других инфекций, всего около 20. В 2018 году ввели термин «болезнь Х» туда же. Это искусственное понятие, которое включает в себя все возможные, но неизвестные на сегодняшний день человечеству источники микроорганизмов, инфекции, которые могут вызвать пандемию. Он подразумевает, что есть еще какие-то возможные инфекции, которых мы сейчас не рассматриваем, либо вообще о них не знаем.
Из описания эксперта выходит, что до момента распространения COVID-19 как раз и причислялся к той самой «болезни Х», ведь никто ранее не предполагал о его существовании.
По словам иммунолога, делать выводы о том, насколько хуже и страшнее коронавируса может быть новая «болезнь Х», возможно лишь в теории. При этом, важно готовиться даже к худшему варианту развития событий, чтобы быть во всеоружии в момент объявления пандемии и снизить её негативные последствия.
Поднятие вопроса о болезни — просто выгода для фармкомпаний?
В анонсе форума в Давосе сказано, что в план поставлено обсуждение, какие дополнительные меры требуются для подготовки систем здравоохранения к ряду предстоящих вызовов.
Спикеры по этой теме представлены следующие: генеральный директор ВОЗ Тедрос Адханом Гебрейесус и руководитель Центра здоровья и здравоохранения ВЭФ Шьям Бишен, а также представители фармкомпаний. Последний факт привлёк внимание Роспотребнадзора, на сайте федерального органа был выложен текст с видением сложившейся ситуации. В частности, было подмечено, что оглашённый состав участников является прямым доказательством того, что диалог сессии будет складываться вокруг увеличения инвестиций.
— Это особенно выгодно крупным фармацевтическим компаниям, которые якобы демонстрируют свой дальновидный подход к обеспечению готовности к пандемии, поэтому обсуждают вопрос на Всемирном экономическом форуме. <...> Россия в свою очередь обладает всем необходимым потенциалом для противодействия биологическим угрозам любого характера, в том числе «болезни Х», и своевременного и адекватного реагирования на них, — сказано в заявлении.
Пандемия COVID-19 спровоцировала громкие разговоры о том, что ВОЗ пытается продвинуть реформу мировой архитектуры здравоохранения. Мотивируя низким уровнем готовности к вероятным угрозам, организация не раз призывала увеличить финансирование.
Несмотря на согласие с тем, что в форум всё-таки серьёзно заточен на поднятие именно экономических вопросов, иммунолог Николай Крючков уверяет, что всем нам важно понять, что нужно делать, чтобы не допустить новой пандемии, и какие действия предпринимать в случае возникновения очередной угрозы здоровью.
Другой деятель, доктор медицинских наук, профессор, директор Научно-исследовательского института гриппа имени А. А. Смородинцева, Дмитрий Лиознов в интервью E1.RU давал свои комментарии о том, что заблаговременная подготовка возымеет свой положительный эффект, минимизируя последствия.
При этом учёный уверен, что новой пандемии суждено случиться, осталось только понять, когда это произойдёт.
— Многими уже было посчитано, что те средства, которые мы тратим на ответ на какие-то события, гораздо больше, чем если бы мы готовились заранее, — заметил он. — Если мы будем опираться на документ ВОЗ «стратегия по гриппу до 2030 года», там четко сказано, что пандемия неизбежна, речь прежде всего о вирусе гриппа с пандемическим потенциалом. Но, как мы видим, возбудитель может быть совершенно не связан с вирусом гриппа.