Ох и загадочны пути эволюции, хочу я вам сказать! Благодаря уровню технологий и развитию методик генетического исследования останков, в последнее время учёные находят всё больше и больше ответвлений от нашего вида Homo Sapiens. И если раньше, на память, можно было разве что назвать «соседний» вид Неандертальцев (Homo Neanderthalensis), то с нахождением «Денисовского человека» (Homo Denisova) к «путям эволюции» возникло ещё больше вопросов.
Так как я и сам живу неподалёку от Алтайского края, сегодня я решил вам максимально кратко (что не исключает того, что общий объём статьи достаточно большой) об истории обнаружения и исследования ещё одного нашего «земляка». «Земляка», гены которого, пусть и в меньшей степени, нежели неандертальские гены, по-прежнему можно встретить «в нашей крови».
История обнаружения
Ещё около полувека назад, из-за неразвитости технологий, обнаружение очередной кости древнего человека в Денисовой пещере, что находится в Солонешенском районе Алтайского края, не вызвало бы какой-либо сенсации. Да и в целом, находка-то была «рядовой» — фрагмент молочного зуба, абсолютно не имеющий исторической ценности с точки зрения представления о целостности скелета обладателя. Однако именно генетическая экспертиза позволила установить, не только то, что зуб принадлежал маленькой девочке, но и то, что эта девочка принадлежала совершенно к другому виду Homo, который Бог весть как здесь появился.
Говоря проще, между нашими видами такая же разница, как между породистой собакой и волком. Вроде оба вида — выходцы с одного Рода. Но насколько же они разные внешне, насколько разные повадки поведения имеют, равно как и способы формирования стай!
Из-за полного набора различий язык не поворачивается назвать волка и собаку даже «двоюродными братьями». А уж об отношении волка и собаки друг к другу и упоминать не буду.
Давайте откровенно: сапиенсов и тех же неандертальцев с денисовцами различает хотя бы умение наших предков рисовать. И именно быстрое, подавляющее развитие сознания и простейшего языка позволило нашему виду стать царями природы!
Сразу следует отметить, что помимо зуба из Денисовой пещеры, несколько ранее, ещё в 1980 году, была обнаружена челюсть денисовского человека на Тибетском плато в Китае. Однако право первооткрывателей принадлежит советским учёным, действовавшим на территории Денисовой пещеры в 1984 году, так как принадлежность челюсти к новому виду была выявлена много позже.
Также, хочу сказать, что помимо зуба и челюсти, есть ещё несколько находок, обнаруженных впоследствии — коренные зубы 2000 года обнаружения, зуб 2008 года, и фаланга пальца, найденная в 2008 году. Однако принадлежность фаланги точно определена только в 2017 году. Тогда и было установлено, что фаланга принадлежала девочке, чья жизнь прервалась достаточно рано.
Все находки, помимо тибетской челюсти были сделаны в вышеуказанной пещере, но в разных локациях и в разных шурфах.
Что установлено ныне
О, останки молчаливы и неохотно раскрывают свои тайны.
Тем не менее, на данный момент времени известно, что денисовские люди занимали данную пещеру в период от 200 тысяч лет до 73 тысяч лет до нашей эры. Причём, судя по предыдущим и новым находкам, данный вид был выдворен из пещеры именно неандертальцами, чьи следы деятельности немедленно перекрыли следы деятельности денисовцев после отметки в 73 тысячи лет до нашей эры.
Конечно, виды встречались, а встретившись, не только уничтожали друг друга, но и смешивались. Тот же человек из Тибета, «потерявший челюсть» уже содержал «примеси» сторонних видов. Говоря проще, этот неизвестный обитатель Китая был поместью сапиенса и денисовца, либо неандертальца и денисовца, но большей своей частью принадлежал к обсуждаемому виду. И это очень важное открытие, в самом деле, ибо, таким образом, у теории генетического смешивания и поглощения одного вида другим появляется ещё один довод в свою пользу.
Более того, после исчезновения денисовского человека в период от 73 до 40 тысяч лет до нашей эры, упрямый геном продолжал существовать вне вида, и был секвенирован (выделен) из останков Homo Sapiensв довольно строго очерченной локации — Монголия, северная часть Китая, Якутия и Иркутская область. Самая «дальняя» точка расселения — Омская область. Однако туда, скорее всего, уже пришли представители «нашего» вида, которые имели определённый ген в своей крови, достаточно сильный из-за недавнего «вливания».
Как выглядел Денисовский человек
Благодаря современным возможностям, всего лишь по одним генетическим маркерам ДНК был восстановлен примерный скелет «наших братьев».
Грубо говоря, скелет девочки (а модель выстраивали именно по её останкам) содержала 56 различий со скелетом Homo Sapiens. Также было установлено, что несмотря на внешнюю схожесть наших видов, лицо денисовского человека было значительно шире, а челюсть была длиннее и серьёзно выступала вперёд.
Но главное различие с нашими предками — это предположение, о том, что кожа данного вида людей была более темна и больше походила на кожу негроидной расы.
Волосы и глаза также были тёмного цвета.
По своей видовой принадлежности, денисовцы были больше «братьями» неандертальцам, нежели нам. Тут аргументом выступает обычная математика, ибо при исследовании ДНК было выяснено, что с человеком она имеет различия по 385 нуклеотидам, а с неандертальцем «всего» по 202.
Уровень развития денисовца был достаточно высок, ибо находки в пещере Козья 2020 и 2021 года позволили определить, что в своём пиковом развитии «наши братья» не только пользовались заострёнными палками, но и также смогли «обуздать камень». К слову, тогда не было найдено каких-либо фрагментов костей, но ДНК было обнаружено фактически в земле и выделено из мельчайших останков, невидимых невооружённому взгляду — вот до чего дошли современные технологии!
Ещё одна загадка Денисовского человека
Современная наука — страшная сила. Но тем она ужасна, что отвечая на один вопрос, немедленно ставит перед собой с десяток, а то и с сотню других. Так было и в обсуждаемом случае, ибо было выяснено, что и сам Денисовский человек имеет генетические следы присутствия другой, менее развитой популяции архаичного вида, в количестве почти 4% от общего числа собственных генов, что является просто колоссальным объёмом по меркам ДНК.
Говоря откровенно, что это был за вид, когда и где обитал, в какое время был ассимилирован денисовцами, сказать попросту невозможно, ибо произошло это во времена столь стародавние, что даже земля, по которым ходили «неизвестные» не содержит мельчайших вкраплений сгинувшей цепочки ДНК.
Чтобы ответить на данный вопрос нужно либо иметь совершенно другие технологии исследования ДНК, которые способны и по полустёртым 4% восстановить облик исчезнувшего вида, либо иметь машину времени и наблюдать за процессом «объединения» лично. Разумеется, на данный момент времени и первый, и второй вариант — научная фантастика и не более того!
Все эти современные открытия ставят под сомнения человеческие знания о самом себе. Например, только недавно было установлено, что геном неандертальцев всё ещё содержится «в нашей крови», вызывает некоторые патологии и аллергии, равно как чаще всего встречается у рыжеволосых людей. Общее количество генов неандертальца в одном человеке — меньше 2-3%. Да и то «при должном везении».
Денисовский человек «пропал» в нас почти полностью — десятые доли процента, которые вообще непонятно как могут влиять на то же потомство нашего вида из-за общей малоисследованности этого вопроса. Но если задуматься, и в этих десятых долях процента, есть 4% от общего количества денисовских генов в нас, в которых также растворён неизвестный геном, неизвестного подвида, сотые доли процента которого Бог пойми как, но всё ещё могут на нас повлиять в любой момент времени.
Сложно? Но мысль важная, отчего призову перечитать абзац выше.
От совокупности фактов, если опираться исключительно на эволюционную теорию происхождения видов, лично мне становится несколько неуютно. Хотя бы потому, что мне трудно ответить на вопрос: «Кто я»? – в разрезе общей «геномной мозаики», присутствующей внутри. Самая близкая ассоциация — матрёшка, в которой безумный изготовитель совершенно не придерживался гармоничного убавления размеров чужих «генетических цепочек».
Однако данную статью я хочу закончить на позитивной ноте: то, что я пишу эту статью, а вы её читаете, есть самое яркое отражение «видовой победы». Однако лично у меня буквально напрашивается замечание, что победа была бы более полной, если бы представители нашего вида, не уничтожали себе подобных людей в промышленных масштабах…