Начало 2024 года стало худшим для фондового рынка Китая за последние пять лет: со 2-го по 16-е января индекс Hang Seng потерял уже 7%. Основное давление на динамику китайских котировок продолжает оказывать плохая экономическая статистика:
- официальные данные по деловой активности в КНР в декабре третий месяц подряд оказались хуже ожиданий;
- широкая потребительская инфляция осталась отрицательной;
- объем кредитования и импорта также оказались ниже прогнозов.
Дополнительными негативными факторами были ухудшение торговых отношений КНР с Европой из-за разбирательства с европейскими производителями элитного алкоголя и снятие китайским регулятором запрета на чистую продажу акций ПИФами, который был вновь частично возвращен в этот понедельник. Кроме того, ситуацию на китайском рынке традиционно осложняют затяжные кризисные явления в секторе недвижимости и теневом банкинге, усугубленные отсутствием широкомасштабной поддержки от государства.
Для долгосрочного разворота китайского рынка нужен мощный драйвер по примеру отмены карантинов в конце 2022-го года, когда инвесторы поверили в быстрое восстановление китайской деловой активности и потребления.
Стратегически такой разворот возможен в марте, если власти объявят цель по росту ВВП страны на 2024-й год не ниже 5%, что скорее всего будет означать согласие правительства на мощное стимулирование экономики. В случае же, если состояние китайской экономики и дальше будет показывать признаки ухудшения и власти не предпримут мер по стабилизации ситуации, то широкий рынок Китая, вероятно, продолжит падение.
Снижение котировок компаний
На этом фоне падают акции китайских потребительских компаний – от электромобилей до фастфуда. Падают и акции интернет-гигантов электронной коммерции. Больше остальных тянут вниз индекс MSCI China гигант электронной коммерции Alibaba, ресторанный оператор Yum China и производитель электромобилей BYD.
Китайские граждане не уверены в стабильности своих доходов и сохранении своих рабочих мест из-за чего предпочитают экономить. В результате такого поведения внутреннее потребление КНР растет меньше ожиданий, что заставляет компании активнее бороться за долю на рынке и прибегать к промо-акциям, скидкам и повышенным расходам на рекламу, которые – негативно бьют по прибыльности, но часто не приводят к значительному росту выручки, из-за этого их фундаментальная оценка аналитиками закономерно снижается.
В китайских сегментах электронной коммерции, электромобилей и фастфуда наблюдается самая сильная конкуренция. В электронной коммерции на смену устоявшимся компаниям по типу Alibaba и JD.com приходят молодые представители с более конкурентными бизнес-моделями и способами привлечения клиентов (такие как PDD Holdings и ByteDance), из-за чего старые компании прибегают к снижениям цен для сохранения своей доли на рынке.
В секторе электромобилей наблюдается похожая ситуация: Tesla, которая начала ценовую войну в КНР еще в конце 2022-года, недавно вновь снизила цены на отдельные модели для локального рынка, что сильно бьет по маржинальности молодых китайских автопроизводителей электромобилей, крупнейшим представителем которых является BYD, производящая авто преимущественно в среднем ценовом сегменте и из-за этого не имеющая возможностей существенно снижать цены.
В секторе фастфуда компаниям приходится не только переманивать покупателей друг у друга, но и бороться с желанием граждан сэкономить и приготовить пищу дома, что также заставляет снижать цены на свою продукцию и таким образом получать меньше прибыли, чем ожидают инвесторы.
Кто развернется первым?
Традиционно при устойчивом улучшении настроений инвесторов быстрее остальных растут бумаги депрессивных секторов с тяжелой финансовой ситуацией.
К таким секторам сейчас можно отнести недвижимость и банки, однако мы не уверены в восстановлении китайской экономики в ближайшие месяц-два, поэтому не ожидаем стабильного роста позитива у инвесторов и не можем рекомендовать никаких представителей этих отраслей. Наиболее выгодными сейчас нам кажутся инвестиции в китайские быстрорастущие компании с положительным денежным потоком и поддержкой (или хотя бы невмешательством) государства.
Самыми перспективными на данный момент для нас остаются молодые компании, выигрывающие в ценовой конкуренции в своих секторах (такие как PDD Holdings в секторе электронной коммерции с целевой ценой в $180 и Li Auto в секторе электромобилей с целевой ценой в $54).