Найти тему

ЕГЭ по физике стал проще!

Оглавление

Количество первичных баллов сократилось на 9, рассмотрим, какие изменения произошли и что нужно для успешного решения экзаменационных заданий по физике.

Изменения

Число заданий в КИМ сократилось с 30 до 26.

Из экзамена убрали вопросы, в которых в 2023 году выпускники показали низкий результат. В тестовой части стало на 3 задачи меньше. Убрали задание на распознавание графических зависимостей.

Во второй части работы удалено одно из заданий высокого уровня сложности (расчётная задача), но не известно, под каким номером она располагалась в КИМ 2023 года.

Сократили спектр проверяемых элементов содержания в заданиях базового уровня с кратким ответом.

Максимальный первичный балл уменьшился с 54 до 45, за выполнение всех заданий из первой части можно набрать 28 баллов, из второй 17.

Средний результат в ЕГЭ по физике 2023 г. составил 54,62 балла.

Время на решение экзаменационной работы по физике не изменилось и составит 3 часа 55 минут (235 минут).

Структура

В заданиях 1–4, 7, 8, 11–13 и 16 ответ — целое число или конечная десятичная дробь.

Ответом к 5, 6, 9, 10, 14, 15, 17, 18 и 20 будет последовательность цифр. В заданиях 5, 9, 14 и 18 предполагается два или три верных ответа.

Ответом к заданию 19 являются два числа.

Ответ к заданиям 21–26 включает в себя подробное описание всего хода выполнения.

Сложности

Трудности вызвали задания на применение формулы для гармонических колебаний. Пример задачи, с которой справилось 37% выпускников.

Пружинный маятник расположен на гладкой горизонтальной плоскости. Смещение груза этого пружинного маятника меняется относительно положения равновесия с течением времени по закону x = Acos (2П/Т)t, где период Т = 0,8 с. Через какое минимальное время, начиная с момента t = 0, потенциальная энергия деформации пружины маятника примет минимальное значение? Ответ: через_0,2с.

В начальный момент времени смещение маятника равно амплитуде колебаний. Следовательно, минимальное значение смещение примет через четверть периода, когда маятник будет находиться в положении равновесия.

Проблемы возникли с утверждениями по темам «Ток в различных средах», «Электромагнитная индукция», «Физика атомного ядра» и «Электромагнитные волны».

Примеры утверждений, выбор которых оказался для выпускников затруднителен:

- Поверхность проводника, находящегося в электростатическом поле, является эквипотенциальной.

- При помещении проводника в электростатическое поле наблюдается явление электростатической индукции.

- При преломлении света при переходе из одной среды в другую изменяются скорость волны и длина волны, а её частота остаётся неизменной.

- При α-распаде ядра выполняются закон сохранения электрического заряда, закон сохранения импульса.

Типичная ошибка возникла в задачах с методикой определения, будет тело плавать в жидкости или тонуть исходя из соотношений плотности тела и жидкости. При решении упускается из внимания рассмотрение соотношения сил, действующих на плавающее тело.

С заданием на проверку умения записывать показания измерительных приборов с учётом заданной погрешности измерений справляются достаточно хорошо, но сложным оказалось снятие показания манометра.

Пример, с которым справились 43% школьников.

При исследовании зависимости давления газа от температуры ученик измерял давление в сосуде с газом, используя манометр. Шкала манометра проградуирована в мм рт. ст. Абсолютная погрешность измерений давления равна цене деления шкалы манометра. Каково показание манометра с учётом погрешности измерений?
Ответ: (42 ± 2) мм рт. ст.

Затруднения возникли с заданием, где необходимо выбрать оборудование из предложенного списка.

Часть 2

Средние результаты решения задач в 2023 году составили 16,3%

Задачи по механике на анализ падения пирамидки с пружинкой в воздухе и в воде, движения льдинки в яме с гладкими стенками с заданным начальным значением механической энергии или на построение графика зависимости силы нормальной реакции опоры от силы натяжения нити при подъёме тела с поверхности при помощи неподвижного блока решили от 16 до 22 процентов выпускников.

Самыми сложными оказались задачи на определение результирующей силы Ампера, действующей на один из проводников с током со стороны двух других, и на анализ графика зависимости силы тока от напряжения между катодом и анодом при изменении условий протекания фотоэффекта.

По квантовой физике затруднения вызвала задача на давление света, с ней смогли справиться лишь 6%.

Пример: лазер испускает световой импульс с энергией W = 3 Дж и длительностью τ 10 = нс. Свет от лазера падает перпендикулярно на плоское зеркало площадью S =10 см кв., полностью отражающее падающий на него световой импульс. Какое среднее давление окажет свет на зеркало?

Основное затруднение – определение изменения импульса фотонов при отражении от зеркала: Dрф (2hv/c), где v– частота света, излучаемого лазером, h – постоянная Планка, с – скорость света в вакууме.

Механизм возникновения давления света и различия при полном поглощении и отражении остаются сложными для осмысления даже сильными выпускниками.

Для заданий во второй части важно не только предоставить ответ, но и объяснить выбранный способ решения, обосновав его с использованием законов и формул.

Физика включает множество разделов, каждый из которых представляет собой целый мир законов и закономерностей. Систематизация знаний позволяет лучше понимать взаимосвязи между различными темами. Это становится основой для успешного выполнения заданий

Помните, что интерес к предмету и умение применять знания на практике играют решающую роль в успешной сдаче экзамена. На занятиях в центре мы решаем разнообразные задачи и проводим физические опыты.

Запишись на пробное онлайн или офлайн занятие.