Найти в Дзене
Открытая семинария

Белый царь на пророческих гравюрах Дюрера

Оглавление
Меланхолия
Меланхолия

На днях я делился публикацией А. Девятова о приходе Белого царя в 2025 году, и вместе с текстовой цитатой из его статьи я привел и картинку, иллюстрацию, которую бывший советский разведчик, а ныне политический обозреватель и аналитик избрал для своей статьи. Это «Меланхолия» — резцовая гравюра на меди, созданная выдающимся художником Северного Возрождения Альбрехтом Дюрером в 1514 году. Один из постоянных читателей, комментаторов и оппонентов Открытой Семинарии Вацлав Дивишек начал интересную дискуссию, пытаясь проникнуть в смысл этой гравюры. Тем самым он продолжил многовековую традицию интерпретации этой необычной гравюры, которая с момента создания считалась пророческой.

Альбрехт Дюрер
Альбрехт Дюрер

Дискуссия показалась мне интересной и я решил исследовать этот вопрос. И сделал для себя ряд удивительных открытий, указывающих, что речь на гравюре действительно идет о Белом царе, о времени и обстоятельствах его прихода! Не знаю, насколько сознавал это сам Девятов, помещая эту иллюстрацию. Но я хочу поделиться с читателями ОС тем, что мне удалось накопать.

«Рыцарь, смерть и дьявол»
«Рыцарь, смерть и дьявол»

Меланхолия - это одно из наиболее таинственных произведений Дюрера, которое выделяется сложностью иконографии, множеством деталей и аллегорий. Это третья и последняя пророческая гравюра Дюрера из его триптиха: «Рыцарь, смерть и дьявол», «Святой Иероним в келье», «Меланхолия». Исследователи теряются в догадках - что объединяет эти три гравюры в единую серию, как было замыслено художником?

Изучив все три гравюры я пришел к выводу, что объединяет их одно: пророчество о Белом царе из пророческого Сборника Льва Мудрого. Дюрер жил и творил на пике популярности пророческого Сборника Льва Мудрого. После того, как предсказанное в Сборнике падение Византии (Царьграда, Константинополя) исполнилось в 1453 году, исполнилось с точностью до мелочей (особенность Оракулов - это детали), обрела особую важность вторая часть Сборника, говорящая о временах последних и о приходе Белого царя.

До Дюрера лучшие художники-иллюстраторы чувствовали своим долгом и честью отметиться в качестве иллюстраторов пророчества о Белом царе, и после Дюрера эта традиция продолжится. К примеру, те иллюстрации к тексту 10-го века, которые я обычно привожу в своих публикациях взяты из венецианского манускрипта 1577 года (РС. Barocci 170).

-4

Дюрер, как всякий великий мастер того времени, считал своим долгом оставить после себя пророческий сюжет. По единодушному мнению исследователей это было сделано Дюрером в его триптихе, заключительной частью которого и является гравюра "Меланхолия". Поэтому я и решил рассмотреть кратко, в трех публикациях, каждую их этих картин и показать, как они отображают пророчество о Белом царе.

Вместо дракона, как у Святого Георгия, тут только маленькая ящерка. Потому что дьявол обретает на картине более человеческие очертания антихриста
Вместо дракона, как у Святого Георгия, тут только маленькая ящерка. Потому что дьявол обретает на картине более человеческие очертания антихриста

Я начну с начала, с гравюры «Ры́царь, смерть и дья́вол», созданной Альбрехтом Дюрером в 1513 году. Как и гравюра «Меланхолия», это одно из наиболее таинственных его произведений. Это первая из трёх так называемых «Мастерских гравюр» (нем. Meisterstiche). В другом переводе - "Гравюры о Государе". Именно в этом ключе осмысливали эту гравюру идеологи Третьего Рейха. Они видели исполнение пророческих гравюр Дюрера в Германии, фюрере и строительстве Тысячелетнего рейха.

Философ Фридрих Ницше подарил оттиск гравюры Дюрера композитору Рихарду Вагнеру, любимому композитору Гитлера, по случаю празднования Рождества на вилле Трибшен. Ф. Ницше ссылался на гравюру Дюрера при написании своего знаменитого трактата «Рождение трагедии из духа музыки» (1872). Произведение Дюрера немецкий философ рассматривал в качестве изображения «смелого будущего», а её героя — грядущего великог лидера (фюрера) как «символ нашего существования».

Гитлер и Розенберг
Гитлер и Розенберг

После Первой мировой войны писатели Томас Манн и Эрнст Бертрам расценивали произведение Дюрера в качестве близкого предвидению Ницше о судьбе Германии и Европы. В иных интерпретациях: как продолжение учения Мартина Лютера, призванное с тем, «чтобы усилить чувство решимости при отсутствии всякой надежды».

Идеологи нацистской партии Германии с 1920-х годов превозносили Дюрера как «самого немецкого из немецких художников». На митинге нацистов в 1927 году Альфред Розенберг сравнил собравшихся штурмовиков с воином из «Рыцаря, смерти и дьявола», воскликнув: «во всём, что вы делаете, помните о том, что для национал-социалистов имеет значение только одно: воззвать к миру, и даже если мир полон дьяволов, мы всё равно должны победить!». В 1933 году мэр Нюрнберга подарил Гитлеру оригинальный оттиск гравюры Дюрера и описал Гитлера как «рыцаря без страха и упрёка, который как вождь нового Германского Рейха в очередной раз приумножил славу старого имперского города Нюрнберга для всего мира».

Печать Ивана Третьего
Печать Ивана Третьего

В целом идея Дюрера была прочитана верно. Но, вот, только не о Третьем рейхе это пророчество и не о ее фюрере, но о Царстве народа святых, Царстве Святой Руси и Белом царе!

Георгий и дракон

Обратите внимание на сходство гравюры Дюрера с изображениями Георгия Победоносца. В статье Белый царь (12) и Георгий Победоносец я рассказываю о том, как фигура Святого Георгия, поражающего копьем дракона, использовалась в течение многих столетий как составная часть державного российского герба. Насколько позволяют нам понять находки археологов, изображение Святого Георгия было по факту первым русским гербом – еще до того времени, когда в России появится официальный герб.

«Св. Георгий и дракон (фрагмент)» картина - Витторе Карпаччо
«Св. Георгий и дракон (фрагмент)» картина - Витторе Карпаччо

Это изображение во все эпохи находят на русских печатях и монетах. Покровителем же Москвы святой Георгий считается со времён Дмитрия Донского. С приходом династии Романовых изображение св. Георгия, борющегося с драконом, было включено в герб российского государства как олицетворение роли христианского государства – защиту угнетенных от власти змея, дракона.

-9

Этот образ (с малыми или большими отступлениями от канона) бесчисленное количество раз муссировался в Европейском искусстве. В гравюрах Дюрера этот образ выкристализовался в собирательный образ Белого царя.

Изображения Св. Георгия, как признают историки и искусствоведы, полны скрытых символов. На всех изображениях Георгия вы увидите щит, копье или меч, плащ или кольчугу, пояс и ботинки. Иными словами, он предстает во всеоружии. Это – отражение написанного апостолом Павлом наставления, которое он особенно настоятельно рекомендует христианам последних времен: Ефесянам 6:13-17

-10
«Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять. Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.»

Толкование символов

На Руси образ Георгия Победоносца сделался, как уже говорилось, национальным символом. Символом, значение которого многие исследователи стремятся увязать с теми или иными победами русских. Но в действительности этот символ имеет направленность в первую очередь в будущее – пророческую направленность. Он представляет – в чрезвычайно сжатом виде – будущее России.

-11

Эта символика была далеко не абстрактной для русского человека. Люди верили и знали, что антихрист еще должен прийти. И на картине Дюрера он явлен вместо дракона - таким образом, речь подчеркнуто идет о последних временах.

-12

Три главные фигуры на гравюре, как полагают некоторые искусствоведы, иллюстрируют Псалом 22: «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла». Некоторые историки утверждают, что книга голландского гуманиста и богослова Эразма «Руководство христианского солдата» (1501 год), возможно, вдохновила Дюрера на создание «Рыцаря, Смерти и Дьявола».

Череп, изображенный на гравюре, это многослойный символ, который имеет множество значений и интерпретаций в разных культурах и областях знаний. Он напоминает о бренности и непродолжительности нашей жизни, одновременно символизируя стойкость и преодоление. Череп, как и песочные часы, и ряд других повторяющихся значимых символов мы увидим и на второй гравюре «Святой Иероним в келье», которую разберем вскоре. Третья и последняя работа - "Меланхолия" - содержит максимум символических предметов.

Можно многое сказать о Белом царе, глядя на эту картину. Здесь преобладает одна, традиционная, главная идея, связанная с Белым царем - его функция Георгия Победоносца. Дьявол пытается напугать царя. Смерть пытается остановить его. Но Белый царь обращает на них не больше внимания, чем на ящерицу-дракона под ногами его благородного скакуна. Обратите внимание, что на всех трех картинах Дюрера присутствует собака - поскольку об этом проговаривается в Сборнике Льва Мудрого.

Дюрер создал свои гравюры триптиха для максимального влияния и распространения. Он наштамповал сотни копий своих гравюр, которые начали продаваться по всей Европе. Это был в ту пору единственный способ распространить какую-то идею в массы.

-13

В Санкт-Петербурге, в Александровском парке города Пушкина, возле Белой башни установлена бронзовая композиция, изображающая всех персонажей гравюры, включая и собаку, бегущую рядом. Это работа скульптора Александра Таратынова из серии «Живопись в 3D версии». Может быть не случайно эта композиция с Белым царем помещена в Александровском парке, пусть даже еще не Кремлевском, но перед Белой башней. В последующих публикациях этого краткого цикла мы разберем две другие составляющие этого триптиха. С каждым новым произведением Дюрер больше и больше отражал основные постулаты пророческого Сборника Льва Великого - нашего ближайшего будущего!