Найти тему
Открытая семинария

Белый царь (12) и Георгий Победоносец

Продолжаем публикацию новой книги "Белый царь" (1-ая, 2-ая, 3-я, 4-ая, 5-ая, 6-ая, 7-ая, - Пятая дочь, 8-ая, 9-ая, 10-ая, 11-ая главы тут).

Одно из самых древних пророчеств о Белом царе и России заключено в компактный образ Святого Георгия Победоносца, поражающего дракона – древний герб Москвы. Я хотел бы познакомить вас, друзья, с символикой, использованной в гербе Москвы, и вообще в изображении Георгия Победоносца. Это позволит нам самим увидеть - какой тайный смысл был вложен в этот привычный нам образ ранними христианами. Но прежде - разрешите мне позволить напомнить вам историю этого образа.

История легенды

Святой Георгий Победоносец необычайно популярен ещё со времен раннего христианства. Он претерпел мученическую смерть во время гонения императора Диоклетиана, в Никомидии. Больше известен за свою победу над драконом-людоедом, и избавлением города от власти этого дракона.

Кстати, друзья, обратите внимание на эволюцию нашего рубля и изображенного на нем орла. На сегодняшний день орел обрел корону, скипетр, а в его центре - изображение Святого Георгия, поражающего дракона. Думаю, это не случайно, и за этим стоит понимание на самом высшем государственном уровне тех перемен, на пороге которых мы находимся.
Кстати, друзья, обратите внимание на эволюцию нашего рубля и изображенного на нем орла. На сегодняшний день орел обрел корону, скипетр, а в его центре - изображение Святого Георгия, поражающего дракона. Думаю, это не случайно, и за этим стоит понимание на самом высшем государственном уровне тех перемен, на пороге которых мы находимся.

Святым Георгия стали почитать в Финикии, Палестине, затем и на всем востоке. В Риме в VIIвеке было уже две церкви в честь него, а в Галлии его почитают с V века. Рассказы о нем, его изображения - это верные спутники христиан на протяжении многих столетий. Пика популярности фигура Святого Георгия достигла к XIV—XVI вв., когда история христианина-воина уступала в популярности лишь Библии.

Но история Георгия, как и истории библейских героев - это не просто история прошлого. Каждая из значимых историй прошлого, взлелеянных христианским сообществом, потому и сильна, потому и передается из поколения в поколение, что в ней заключен еще и образ будущего. И уж точно - его народный, христианский идеал. Но прежде чем заключить, в чем этот идеал будущего, которое лелеет христианская традиция, обратимся еще раз к прошлому. Все разгадки - в нем.

Император Диоклетиан, гонитель христиан.
Император Диоклетиан, гонитель христиан.

Символ России

Фигура Святого Георгия, поражающего копьем дракона, использовалась в течение многих столетий как составная часть державного российского герба. Насколько позволяют нам понять находки археологов, изображение Святого Георгия было по факту первым русским гербом – еще до того времени, когда в России появится официальный герб.

Это изображение во все эпохи находят на русских печатях и монетах. Покровителем же Москвы святой Георгий считается со времён Дмитрия Донского. С приходом династии Романовых изображение св. Георгия, борющегося с драконом, было включено в герб российского государства как олицетворение роли христианского государства – защиту угнетенных от власти змея, дракона.

Печать Ивана Третьего
Печать Ивана Третьего

История популярного святого

Святой Георгий Победоносец, согласно Предания, родился в III веке нашей эры в Палестине, на территории современного Израиля, в маленьком городке. Сегодня на этом месте выстроен крупнейший в Израиле аэропорт имени Давида Бен-Гуриона. Он родился и рос в семье христиан. Не ясна национальность семьи. Я бы даже предположил, что он был родом из скифов. Потому что именно скифы в те времена селились (теснимые гуннами) на новых, юго-западных территориях, и потому что именно скифа в ту пору начинали формировать ударную мощь Римской армии. Впрочем, я достаточно писал об этом прежде.

Георгий с детства отличался большой силой, рано поступил на военную службу, сделал блестящую карьеру, стал любимым генералом римского императора Диоклетиана. Что, впрочем, было не редкостью для скифов того времени. В образе князя Хейна, и вообще в своей Скифской легенде я во многом прикоснулся к образу Георгия Победоносца - и к его эпохе.

Христиане, брошенные на растерзание диким зверям.
Христиане, брошенные на растерзание диким зверям.

Кажется, Георгий не всегда с серьезностью относился к религии своей семьи, своего детства. Но когда его друг император стал гнать и убивать христиан, генерал Георгий выступил в их защиту. Он был арестован, подвергнут жесточайшим пыткам, а затем обезглавлен. Впрочем, смерть генерала Георгия послужила тому, что многие воины, хорошо знавшие своего командира, тоже сделались христианами. Это явление охватило целые Римские дивизии и в конечном счете положило конец кровавым гонениям.

Георгий и дракон

В принципе, уже эта история могла бы сделать имя святого Георгия почитаемым и знаменитым. Действительно, история эта достойна книг, фильмов. Апокалиптическая, можно сказать, история – и не случайно, что в ней всегда усматривалась история не только прошлого – но и будущего Апокалипсиса. Но был в жизни Георгия (по крайней мере так утверждают легенды и предание) один эпизод, который сделался знаковым в опознавании Георгия и в смысловой, пророческой нагрузке, которую в себе заключал. Это, конечно же, образ Святого Георгия поражающего дракона. И этот образ (с малыми или большими отступлениями от канона) будет бесчисленное количество раз муссироваться в Европейском искусстве.

«Св. Георгий и дракон (фрагмент)» картина - Витторе Карпаччо
«Св. Георгий и дракон (фрагмент)» картина - Витторе Карпаччо

Изображения Св. Георгия, как признают историки и искусствоведы, полны скрытых символов.

-7

На всех изображениях Георгия вы увидите щит, копье или меч, плащ или кольчугу, пояс и ботинки. Иными словами, он предстает во всеоружии. Это – отражение написанного апостолом Павлом наставления, которое он особенно настоятельно рекомендует христианам последних времен: Ефесянам 6:13-17

-8
«Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять. Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.»

Кстати, в публикации Руки 15: Как правильно начинать новый день? мы с самой практической стороны научаемся носить такое же оружие и такую же защиту, как Св. Георгий. Примем ко вниманию, что оружие воина-христианина, которым и является Св. Георгий, есть в первую очередь духовное оружие. Художественное изображение этого оружия, как и в Библии, ассоциируется с оружием физической брани. Но оно – не обязательно таково. В иконографии, как и вообще в христианском искусстве, за внешними атрибутами скрываются глубокие внутренние символы. Эти символы (в данном случае – оружие духовной брани) не устраняют внешнего значения символа – воинское оружие. Но они им не ограничиваются.

Толкование символов

На Руси образ Георгия Победоносца сделался, как уже говорилось, национальным символом. Символом, значение которого многие исследователи стремятся увязать с теми или иными победами русских. Или с победой над Диоклетианом-драконом. Но в действительности этот символ имеет направленность в первую очередь в будущее – пророческую направленность. Он представляет – в чрезвычайно сжатом виде – будущее России (по крайней мере – как оно представлялось русским людям того времени).

-9

Давайте продолжим читать символику образов. Вот интересный отрывок, который предшествует тем словам апостола Павла об оружии брани, которые я уже приводил: Ефесянам 6:10-13:

«Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных.»

Эти слова определяют не только главный род оружия, который использует святой воин, но и указывает на врага. И врагом этим является в первую очередь не Хазария, как кто-то считает, не Монголы и вообще не государства и не народы – прошлого, настоящего или будущего. Врагом является дракон – мироправитель духов злобы поднебесных. Именно с ним ведет свою главную борьбу Русь. Поэтому и побеждает все остальное - все народы.

Статуя Бернт Нотке. Св. Георгий. 1489. Собор св. Николая. Стокгольм, Швеция.
Статуя Бернт Нотке. Св. Георгий. 1489. Собор св. Николая. Стокгольм, Швеция.

Эта символика была далека не абстрактной для русского человека. Люди верили и знали, что антихрист еще должен прийти, и выразить себя в человечьем подобии, и собрать вокруг себя дракона-государство (пророческие звери и чудовища драконы в библейской символике представляют государства и империи). Но Руси и ее Белому царю выпадает миссия разгрома (1) антихриста и (2) всех связавшихся с ним организаций, стран.

Белый в яблоках конь

В своих преданиях, запечатленных в символах и пророчествах люди христианской эпохи, христианской культуры вкладывали в образ Георгия Победоносца гораздо более, чем мы сегодня видим. Дело в том, что наряду с другими символами, такими как рыба, пастух, овечка, крест и т.д. символ всадника на коне сделался образом Самого Иисуса Христа. Действительно, сходство станет очевидным, если вы прочтете, каким представляет книга Откровения приход Иисуса Христа, всадника на белом коне:

11 И увидел я отверстое небо, и вот, конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует. 12 Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим. Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого. 13 Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: «Слово Божие». 14 И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый. 15 Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя. 16 На одежде и на бедре Его написано имя: «Царь царей и Господь господствующих». (Откр 19:11-16)
-11

Более того, история дракона и ангела, который сажает его на цепь - тоже присутствует в книге Откровения: (Откр 20:1-3)

"И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет".
-12

Таким образом, диапазон образа Георгия Победоносца определяется между историей одного воина, поразившего чудовищное животное, и историей Второго, Победоносного пришествия Иисуса Христа - всадника на белом коне. Это двойное видение обозначает границы толкования, но не ограничивает его лишь двумя вариантами. В самом сердце истории заключается понимание ранними христианами событий не только самого Пришествия, но и предшествующих ему Апокалиптических событий.

Посмотрим внимательно. Русский всадник - без нимба, и одежда у него дорожная, а не торжественно белая. И вид у всадника не такой грозный и сияющий, как Христос. Не Бог и Человек в Одном. Нет. Просто - человек. Просто - царь. Просто последний русский царь. Просто - Удерживающий на коне.

-13

Конь у всадника на символических эмблемах уже тоже не белый - а, если следовать самым строгим канонам изобразительной символики, белый-серый в яблоках - пегий. Я, надеюсь, не обижу никого, если скажу, что Россия в символике Святого Георгия - это белая в серых яблоках лошадка святого.

Не обижайтесь, друзья - это хороший образ. Государства в Библейской символике представлены обычно в качестве хищных животных, кровожадных, бросающихся друг на друга. Конь - это совершенно другое животное. Это - благородное "животное", несущее на себе всадника-царя. Последнего, или как его еще называли - белого русского царя. Царя, о котором говорят многие пророчества, к которым я неоднократно прежде обращался.

Кроме того, цвет коня Св. Георгия выбран не случайно и указывает на время его появления в образе Белого царя. Мы помним из книги Откровения, а теперь уже и из наших реалий, что Четыре первые печати книги Откровения - приготовляющие мир ко Второму пришествию, начинаются Первым всадником (на белом коне), несущим пандемию, Вторым всадником (на красном коне), несущем войну, Третьим всадником (на черном коне), несущем голод, и Четвертым всадником (на пегом коне)...

Пророческий образ царя

Как я уже упомянул, в России образ Георгия с древних времен воспринимался и как образ собственно Руси, и как образ ее последнего Белого царя. Интересно, что на большей части российских изображений Св. Георгий он представляется (в отличие от западных образов того же святого) без нимба. Это – не случайность, не недосмотр. Это – указание на то, что по большому счету история эта не о святом прошлого, а о царе будущего.

-14

Так вот, этому последнему царю, вместе со всем народом, предстоит одержать эту победу. Будет эта победа куплена ценой великих потерь на поле брани? Пойдет она по сценарию «убей дракона»? Или же это будет такая победа, когда дракон побежден будет не только на поле брани, и не одним лишь оружием мирским, но оружием Духа? Побежден сначала в самом себе? Побежден в России? Внутри нас?

Данте Габриэль Росетти. Свадьба св. Георгия и принцессы Сабры. 1857. Галерея Тейт. Лондон, Великобритания.
Данте Габриэль Росетти. Свадьба св. Георгия и принцессы Сабры. 1857. Галерея Тейт. Лондон, Великобритания.

Что принесет нам этот царственный всадник и его серый в яблоках конь? В последующих публикациях мы ответим на эти и другие вопросы, связанные с образом Св. Георгия. В следующей публикации мы обратимся к третьему участнику этой истории - который обычно остается на заднем плане. Но именно этот участник событий и таит в себе ключ к развязке всей этой истории с драконом. Это - девушка. Девушка с драконом на поводке. Кто она? Что ей здесь надо? Какова ее роль во всех этих апокалиптических событиях?