Диорама Азенкур
Есть у меня очень интересная диорама, посвященная битве при Азенкуре. На диораме изображены два солдата – французский и английский.
Англичанин сидит на французе, одной рукой держит поверженного врага, чтобы он не смог вырваться, а в другой руке у него кинжал, занесённый для последнего, смертельного удара.
За ними в землю воткнут меч. Вероятно, что это английский солдат воткнул меч, чтобы не мешал разобраться с упавшим врагом.
Также на диораме видны колья, которые английские лучники, стоявшие в первых рядах войска, втыкали в землю для защиты от атаки французской кавалерии. Наличие деревянных кольев на диораме свидетельствует о том, что французский солдат добрался до первой линии обороны англичан, где и нашёл свой печальный конец.
У английского солдата в правой руке виден кинжал. Это мизерикорд или мизерикордия - кинжал милосердия (фр. misericorde — «милосердие, пощада»). Кинжал с узким 3-гранным либо ромбовидным сечением клинка для проникновения между сочленениями рыцарских доспехов.
Кинжал милосердия использовали для добивания поверженного противника. Удар таким оружием имел собственное название «ку-де-грас» (coup de grâce — «удар милосердия»).
Теперь немного истории о самой битве.
Крупное сражение, состоявшееся 25 октября 1415 года между французскими и английскими войсками близ местечка Азенкур в Северной Франции во время Столетней войны. Особенность этого сражения заключается в том, что имевшая многократное численное превосходство французская армия потерпела сокрушительное поражение, понеся существенные потери. Причиной поражения было тактически грамотное применение англичанами лучников в сочетании с отрядами тяжеловооруженных воинов.
Современные исследователи приводят цифры в 9 200 англичан (1 600 латников тяжёлой кавалерии и 7 600 лучников) и 12 000 французов (из них более 8 000 тяжёлой кавалерии — рыцари, сержанты, конные слуги и т. д.). Место сражения представляло собой небольшое поле шириной всего 650 метров, зажатое между лесами.
Ранним утром в пятницу 25 октября 1415 года, Генрих V на коленях отстоял 3 мессы, принял святое причастие, после чего начал строить армию.
Генрих V проскакал верхом вдоль линии бойцов, со словами «Я прибыл во Францию для того, чтобы вернуть законное наследие и поскольку я настоящий король и рыцарь, за меня Англии никогда не придется платить выкуп»
Разделившись на три боевых порядка по 4 ряда в каждом, англичане заняли выгодную позицию на холме, венчавшем поле шириной около километра между двумя лесами. На флангах разместились лучники, полумесяцем огородившие себя деревянным частоколом для защиты от вражеской конницы.
Англичане построились и приготовились к атаке. Французы не атаковали сразу по причине излишней уверенности в победе.
Три часа после восхода солнца войска простояли на месте. Это позволило англичанам передислоцироваться в самое узкое место поля, на расстояние выстрела из лука. Несмотря на оборонительный характер своей тактики, английский король был вынужден пойти на этот рискованный шаг ввиду длительного бездействия.
Лучники для защиты от атаки французов вкопали в землю колья, за которыми могли ощущать себя в большей безопасности.
Английские стрелки открыли стрельбу. За несколько минут три первых французских рыцарских отряда были расстроены градом стрел.
Французская кавалерия, несмотря на отсутствие элементарного порядка и значительный недобор в своих рядах (по сообщению французского хрониста, многие рыцари разбрелись по местности или же кормили своих коней) тут же пришла в движение, но успешной атаке помешали некоторые факторы. Во-первых, сказалась слабая дисциплина французских рыцарей. Во-вторых, особенности местности не позволяли обойти англичан с фланга. В-третьих, грязь значительно замедляла скорость лошадей.
Под градом английских стрел французы в тяжёлых доспехах вынуждены были преодолеть по вязкой, затруднявшей перемещение грязи расстояние в 300 ярдов, прежде чем вступить в рукопашную схватку. Всадники, добравшиеся сквозь град стрел до кольев, губили коней и вылетали из сёдел к ногам английских лучников, которые добивали всадников. Английские лучники же продолжали стрельбу из своих длинных луков, а когда все стрелы были израсходованы, побросали луки и вступили в рукопашную схватку, длившуюся около трёх часов.
В битве при Азенкуре 1415 г. решающую роль сыграл массированный обстрел английских лучников. Стрелы длиной 90 см были снабжены специальными четырехгранными наконечниками ромбовидной формы с острым как шило концом. Длина таких бронебойных наконечников составляла 5–12 см. Под градом английских стрел, выпущенных из больших луков, пали слабозащищеные простые воины и боевые рыцарские кони (70 % рыцарских коней вообще не имели защитного снаряжения), вследствие чего французским рыцарям, имеющим более качественные доспехи, пришлось сражаться пешими.
Через некоторое время в бой вступила вторая линия французских войск, однако узкая полоска земли, на которой разыгрывалась битва, не позволяла французам эффективно использовать своё численное превосходство.
После трёх часов боя французы понесли тяжёлые потери, погибли многие командующие обеих линий построения, многие рыцари были захвачены в плен англичанами.
Воины третьего отряда французов, с ужасом наблюдая гибель своих войск в ожесточённой схватке, оставались в бездействии. Многие, кто были верхом, покинули свои позиции и бежали. Многие рыцари, сражаясь в первой и второй линии, также сумели спастись благодаря своим слугам, вовремя приведшим лошадей. В сражении погибли или попали в плен все командующие французской армии. Англичане, несмотря на ощутимые для них потери, сражались стойко и одержали полную победу.
Нападение на английский обоз и резня пленных французов
Единственным успехом французов в сражении был фланговый удар по английской позиции отряда местного сеньора, Изембера д’Азенкура.
Д’Азенкур в сопровождении нескольких воинов и отряда из 600 крестьян, вероятно, атаковал английский лагерь по собственной инициативе. Отряд предпринял нападение на плохо охраняемый английский обоз, в котором, помимо всего прочего, находились личные драгоценности английского короля, включая его корону. Атака, скорее всего, имела место в конце сражения, причем её неожиданность заставила англичан подумать о нападении французских войск в тыл английских позиций.
Это событие повлекло за собой частичное уничтожение пленных французов — английский король, всерьез опасаясь перемены в ходе сражения, а также того, что огромное количество плохо охраняемых пленных рыцарей могло обратить оружие против победивших англичан, приказал перебить пленных своим рыцарям, но те отказались терять богатый выкуп. Поэтому отряду из 200 лучников под командованием одного из сквайров пришлось взять этот труд на себя. Когда чернь из пехоты стала убивать пленных французских рыцарей, это было нечто немыслимое по понятиям тех времён, но сопротивляться связанные французы не могли. Когда чуть позднее Генрих, оценив обстановку, отменил свой первоначальный приказ, часть пленников уже была убита.
Потери
Ввиду скудости достоверной информации из первоисточников невозможно с точностью определить потери противоборствующих сторон в этом сражении. Достоверно известно, что англичане, несмотря на то что они находились в меньшинстве, потеряли значительно меньше людей, чем разгромленные французы. Французские источники упоминают о 4-10 тысячах погибших с французской стороны и 1600 погибших с английской.
Английские источники разнятся в оценках, называя цифры от 1500 до 11 000 убитых французов и около 100 убитых с английской стороны. Историк Джулия Баркер на основе анализа источников утверждает о не менее чем 112 погибших с английской стороны, среди которых именитый герцог Эдуард Норичский, внук короля Эдуарда III. По данным английского историка Альфреда Берна, у французов погибло 90 представителей высшей знати и 1560 обычных рыцарей, о числе погибших простых воинов ничего не известно (вероятно, в 2-3 раза больше).
В битве у французов погибли 3 герцога, по меньшей мере 8 графов, один виконт и архиепископ, не говоря уже о десятках погибших представителей более мелкой французской знати. Франция потеряла значительное число высших представителей военного командования: погибли коннетабль, адмирал, командир арбалетчиков и маршальский прево. Погибли бальи девяти крупнейших северных французских городов.
В результате поражения при Азенкуре французы были вынуждены подписать в 1420 году договор в Труа, согласно которому английский король Генрих V объявлялся наследником французского трона. В планы Генриха V входила также организация очередного крестового похода. Обе эти цели так и не были достигнуты — Генрих V умер 31 августа 1422 года в возрасте 34 лет от дизентерии, которой заболел при осаде французского города Мо.
По примеру англичан французы также стали создавать отряды стрелков. В 1448 году во Франции по приказу короля Карла VII формируется регулярный контингент под названием «вольные лучники». Стрелок был обязан обучиться стрельбе из лука или арбалета. Французский пеший воин вооружался за свой счет, за это он освобождался от всех податей.
Все вольные стрелки, а их было около 16 тыс., были распределены в роты по 500 воинов в каждой. Во главе каждой роты стоял капитан, а во главе 8 рот стоял капитан-генерал. Первоначально обязательным вооружением французских вольных лучников были луки и арбалеты, но впоследствии их оружие стало самым разнообразным, их вооружали пиками, алебардами и другими разновидностями древкового и холодного оружия. То есть во Франции вольными лучниками стали называть пехоту в целом, невзирая на ее вооружение.